Posted 7 марта 2013,, 14:20

Published 7 марта 2013,, 14:20

Modified 30 января, 14:18

Updated 30 января, 14:18

Российским вузам указали место

7 марта 2013, 14:20
Единственным из России в World Reputation Ratings - список 100 лучших в мире высших учебных заведений с точки зрения репутации профессуры - попал МГУ им. Ломоносова. На что влияют такие рейтинги и как составляются?

Выход в свет очередного международного рейтинга вузов, как правило, сопровождается нешуточным ажиотажем со стороны СМИ и общественности. Результаты одних рейтингов заставляют радоваться успехам ведущих российских вузов, результаты других дают повод серьезно задуматься и поработать над ошибками. Но на что, в сущности, влияют рейтинги, как они составляются и довольны ли российские вузы своими позициями, рассказал ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий.

Очередная волна обсуждения поднялась вокруг репутационного рейтинга World Reputation Ratings, рассчитываемого британским изданием Times Higher Education (THE). Единственным российским вузом, который смог отвоевать достойную позицию в списке из 100 лучших в мире высших учебных заведений с точки зрения репутации профессуры оказался МГУ им. Ломоносова, разделивший 50-е место с Университетом Пердью (США). Стоит отметить, что в прошлом году МГУ вообще не попал в рейтинг, тогда как еще в 2011 году (первом для этого рейтинга) занимал в нем 33 строчку.

Но это не единственный международный рейтинг, дающий оценку деятельности вузов. Так, по словам Садовничего, помимо репутационного рейтинга, на сегодняшний момент наибольшую известность снискали такие международные рейтинги мировых университетов, как Шанхайский рейтинг, рейтинг мировых университетов Times Higher Education (THE), а также QS и Webometrics. В чем их отличия? Какие показатели играют определяющую роль при их формировании?

Ректор МГУ пояснил, что при составлении Шанхайского рейтинга, как правило, делается акцент на число нобелевских и филдсовских лауреатов, окончивших или работающих в конкретном вузе, для QS важен уровень цитирования научных статей представителей вуза, опубликованных в международных реферируемых журналах, Webometrics оценивает активность сайта вуза, а наиболее разнообразен по критериям оценки рейтинг THE. Словом, при определении положения вуза на мировой арене, решающую роль играют цитируемость, количество выдающихся ученых, наличие информации о российской науке в международных базах данных. Как же оценивают мировые эксперты российскую высшую школу в соответствии с этими критериями?

По словам Садовничего, в Шанхайском рейтинге - одном из наиболее авторитетных рейтингов в мире – МГУ им. Ломоносова в 2012 году занял 80 позицию, а с 2003 года, когда рейтинг был впервые опубликован, не опускался ниже сотой строчки. Помимо МГУ нашу страну в этом рейтинге представляет Санкт-Петербургский государственный университет, однако его позиции не столь высоки: с четвертой сотни (301-400 место – 2011 год) СПбГУ опустился в пятую (401-500 место в 2012 году).

Неплохую позицию Россия занимает в рейтинге Webometrics. МГУ сейчас обосновался в нем на 79 строчке в мире. «Но что особенно приятно, в Европе по активности сайтов вузов Московский университет оказался на 13 месте, в Центральной Европе - на втором, а среди вузов стран БРИКС занимает третье», - отметил ректор МГУ. Однако если по количеству кликов на сайт и числу внешних ссылок Московский университет не уступает ведущим мировым вузам, то по количеству документов, размещенных на сайте, явно проигрывает. СПбГУ и вовсе не удалось войти в сотню, и сейчас вуз расположился лишь на 424 строчке.

По версии QS небывалого успеха МГУ удалось добиться по количеству студентов на одного преподавателя. Однако, как отметил ректор, вуз близок к нулю по уровню цитируемости научных статей, опубликованных в международных реферируемых журналах, на одного сотрудника. Так что и здесь передовикам российской высшей школы есть над чем поработать.

Но вернемся к репутационному рейтингу. По словам Садовничего, он отражает репутацию, известность, значимость университета и формируется путем опроса более 10 тыс. экспертов из всех стран мира. «Эксперты ставят все университеты мира (которых тоже десятки тысяч), на какое-то место, а по итогам работы определяется место университета в мире», - пояснил Садовничий.

Ректор МГУ обратил внимание, что в его формировании участвуют эксперты из Северной Америки - 33%, из Европы - 17%, а на Восточную Европу и Россию приходиться до 6% экспертов. Причем, по отзывам организаторов, далеко не все российские эксперты отвечают на запросы, добавил он. «Мы мало влияем на оценку репутации вузов. Подавляющее большинство экспертов - из Северной Америки, а они, естественно, лучше знают свои университеты», - сказал Садовничий, отметив, однако, что в объективности рейтинга не сомневается.

При этом он подчеркнул, что если брать в расчет не англосаксонские страны, впереди МГУ расположились лишь два японских, один швейцарский, сингапурский, два китайских, один гонконгский, один корейский и один немецкий университеты. То есть среди не англосаксонских университетов МГУ на 10 месте в мире. Кроме того, место, которое МГУ отведено в репутационном рейтинге, будет автоматически учитываться как 40% рейтинга THE, который будет публиковаться в сентябре.

«Зачастую при формировании международных рейтингов особое значение имеет количество журналов из данной страны, доступных к чтению, а научных российских журналов в мире практически нет», - отметил ректор. Особенно этот недостаток ощутим в случае, если одним из критериев рейтинга является цитируемость научных работ вузовских исследователей (QS). Однако соотношение российских журналов к научным изданиям англоязычных стран - 1:46. «То есть в других странах практически нет информации о нашей науке, доступной, как сейчас принято, в базах данных», - подчеркнул ректор.

Кроме того, по мнению Садовничего, на репутацию вуза в некоторой степени влияет репутация страны. «Специальных исследований на эту тему мы не проводили, но утверждать, что рейтинг страны не связан с рейтингом вуза, нельзя, хотя бы потому, что публикуемость, цитируемость научных работ связаны с положением страны», - заключил он.

В целом Садовничий доволен положением своего вуза, однако считает, что МГУ мог занять и более высокую позицию. Кроме того, он заметил, что есть и другие российские учебные заведения, которые вполне могли бы побороться за почетные места в списке лучших. «Я считаю, что и сегодня у нас есть пять-десять российских университетов, способных улучшить свои позиции и постепенно двигаться вверх по существующим рейтингам. Так, некоторые университеты уже сейчас понимают, что нужно сделать, чтобы войти в рейтинг Webometrics. А вот такой показатель как количество нобелевских лауреатов, за год и даже за пять лет вряд ли удастся улучшить», - обрисовал ректор МГУ перспективы российской высшей школы.

«Думаю, в дальнейшем появятся новые подходы оценки деятельности университетов, связанные с качеством преподавания. Напрямую этот показатель в существующих рейтингах не фигурирует. В основном рол играют наукометричные показатели, которые наиболее благоприятны для технологически направленных университетов», - заметил он.

По словам ректора МГУ, сейчас создается европейское рейтинговое агентство, которое будет заниматься оценкой деятельности именно европейских университетов, ведь многие из них отказываются участвовать в существующих рейтингах, считая, что они сильно ориентированы на англо-саксонскую систему образования.

При этом российское рейтинговое агентство «Эксперт», по словам Садовничего, будет естественным партнером европейскому собрату в этом деле. Создание европейского рейтинга даст возможность многим российским вузам заявить о себе, полагает он. Однако особого значения для вузов места в рейтинге не имеют, никаких материальных благ за собой не несут, и ставить их во главу угла не следует, уверен Садовничий. «Основная задача университета – давать хорошие знания и заниматься научной работой», - подчеркнул он.

Анна Семенец