Posted 23 марта 2013,, 20:16

Published 23 марта 2013,, 20:16

Modified 31 марта, 20:07

Updated 31 марта, 20:07

Миграция как метеоритная угроза

23 марта 2013, 20:16
Общественная палата в очередной раз взялась обсуждать борьбу с нелегальной миграцией. Копий было сломано немало, однако «лекарства» от застарелой «болезни» найти так и не удалось. Осталась, впрочем, некая надежда на гражданских активистов.

Общественная палата в очередной раз взялась обсуждать борьбу с нелегальной миграцией. Копий ожидаемо было сломано немало, однако «лекарства» от застарелой «болезни» найти так и не удалось. Осталась, впрочем, некая надежда на гражданских активистов.

В целом круглый стол прошел несколько сумбурно. Каждый его участник явно горел желанием высказаться, и организаторы периодически поторапливали ораторов, дабы времени хватило всем. Однако в итоге и выступить довелось лишь трети присутствующих, а произнесено было далеко не все из того что предполагалось.

В качестве вступительного слова член Общественной палаты и президиума Ассоциации юристов России Владислав Гриб с грустью констатировал тот факт, что тема круглого стола - «Противодействие нелегальной миграции» - не только актуальна сейчас, но и будет являться таковой в последующие годы. Первым делом он подчеркнул, что ФМС не способна самостоятельно решить проблему нелегальной трудовой миграции из стран ближнего зарубежья, которая наиболее остро стоит в Москве и Подмосковье. Поэтому предложил призвать на помощь волонтерские организации и общественные объединения.

Следом за Грибом слово взял член Общественного совета при ФМС России Владимир Шапошников, который напомнил, что, помимо внешней миграции, у нас еще есть и внутренняя. Причины и той и другой — одинаковы. «Люди едут туда, где есть работа», - сказал Шапошников, добавив, что работодатель создает для приезжих условия «фактического рабства» и в качестве иллюстрации к своим словам продемонстрировал видеоролик с одного из рейдов сотрудников ФМС. Из материала следовало, что в столичном районе Новое Измайлово были выявлены сотни нелегальных мигрантов, в числе которых были и граждане России, прибывшие в Москву из регионов.

Однако, как подчеркнул, заместитель руководителя ФМС России Анатолий Кузнецов только превентивными мерами проблему нелегальной миграции не решить (она имеет экономические, криминальные, гуманитарные, и социальные составляющие). Чиновник напомнил о том, что по сравнению с 1990-ми годами на территорию нашей страны фактически все мигранты попадают легально. Согласно миграционному кодексу, любой иностранец имеет право свободно находиться на территории России до 90 суток. Для дальнейшего проживания необходимо оформлять документы, чем как раз мигранты и пренебрегают.

Кузнецов уверен: у этой медали две стороны - «ни один иностранный гражданин, какой бы храбрый он не был, не въедет на территорию РФ без контакта с россиянами». То есть, работодатель сам заинтересован в том, чтобы поток поступающей дешевой рабочей силы из-за рубежа не прекращался.

По данным Миграционной службы, в 2011 году Россию посетило чуть менее 14 миллионов человек, в 2012 — 15 миллионов 800 тысяч. И статистика за два с половиной месяца текущего года демонстрирует тенденцию к увеличению числа мигрантов. Количество нарушителей миграционного законодательства, по разным оценкам, составляет около пяти миллионов.

С ним согласен и представитель Минтруда Георгий Годенко: российский работодатель заинтересован в том, чтобы нанять дешевую, низкоквалифицированную и бесправную рабочую силу. Он добавил, что приближается момент, когда мигранты, трудящиеся в России незаконно еще с момента распада СССР, выйдут на пенсию. Отчасти это проблемы государств, гражданами которых они являются, но и нашу страну это также неизбежно коснется. Необходимо помнить, что миграционные процессы — это не только выдача определенного количества квот для приема на работу.

Вопрос, как сделать так, чтобы работодателю было невыгодно брать на работу людей без оформления трудовых документов, ожидаемо стал центральным в дискуссии. Конкретных мер по решению ситуации никто из участников круглого стола так и не предложил, однако попытки были предприняты многими.

Достаточно вялое обсуждение оживил член Общественной палаты Владимир Слепак. Он надавил на «больную мозоль»: связь миграции и преступности. «Я бы не побоялся сказать даже о возможном использовании террористическими организациями беспрепятственного пересечения российской границы», - заявил Слепак. В этой связи оратор предложил усилить пограничный режим, а заодно и осудил действия высшего руководства страны в вопросах торгово-экономической политики. «Создав единое торговое пространство, мы забыли создать единое юридическое пространство», - подчеркнул член ОП. Напоследок он присоединился к большинству коллег, которые говорили о необходимости активного участия общества в борьбе с нелегальной миграцией.

Значительно отошедших от основной проблематики дискуссии собеседников отрезвил начальник Департамента правовой работы Управления президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан Сергей Бочков: «Мы уже все обсудили. Еще немного и метеоритную угрозу можем к миграции приписать».

Бочков выразил несогласие с коллегами, утверждавшими, что все нарушители миграционного законодательства — низкоквалифицированны, и потребовал четких доказательств этого факта. Кроме того, он отметил, что увеличение квотирование рабочих мест приведет лишь к росту нелегальной составляющей миграционного процесса. В России уже существует огромный рынок по торговле квотами. Достаточно открыть интернет-поисковик и позвонить по одному из тысячи предложенных номеров.

«Идеального механизма (по борьбе с нелегальной миграцией – «Росбалт») нет ни в одной стране мира, но наша задача состоит в том, чтобы создать адекватный механизм», – отметил Бочков. Резюмируя свое выступление, он подчеркнул, что в отсутствии существенных инициатив по преодолению данной проблемы, разумнее разрешить легально работать всем мигрантам, «чем создавать видимость борьбы, которая по сути ничего не дает».

Однако далеко не все присутствующие были согласны с таким предложением. К примеру, Максим Хиславский, главред интернет-портала «Профсоюзы сегодня», считает, что нужно как можно скорее наладить четкую работу системы квотирования. Он, в частности, заявил о необходимости связывать квотирование с другими документами - чтобы избежать ненужных посредников. И тогда работодатель будет обладать неопровержимыми доказательствами того, что он имеет право на определенное количество рабочих мест.

Правозащитник Владимир Осечкин внес в обсуждение нотку инновационности. Его инициатива заключалась в том, чтобы как можно больше привлекать к решению проблем нелегальной миграции людей с активной гражданской позицией, блогеров и обычных интернет-пользователей. В ближайшие год-два правозащитник намеревается создать специальную комиссию, которая будет состоять исключительно из гражданских активистов и претворить идею в жизнь он планирует через интернет-портал или социальную сеть.

Помимо прочего, Осечкин предложил ввести публичный черный список тех работодателей, которые спонсируют рабский труд. В результате, по его мнению, в бизнес-среде эти люди станут нерукопожатными, а потребители не будут пользоваться услугами их компаний.

И все же, многие участники дискуссии приходили к одному и тому же выводу: россияне, а уж тем паче москвичи, не пойдут работать туда, где сейчас трудятся мигранты.

Завершающую черту под обсуждением проблемы нелегальной миграции подвел главный редактор журнала «Налоговая политика и практика» Асламбек Паскачев, предложив амнистировать всех мигрантов, нарушающих законные сроки пребывания в России. Криминал, по его словам, «надо пресекать еще до пересечения иностранцем границы». Также он ратовал за восстановление баланса трудовых ресурсов: «Мы должны знать, сколько человек и куда нам нужно определить».

Паскачев фактически закольцевал дискуссию и повторил мысль, высказанную Владиславом Грибом в самом начале: «Нужно понимать, что в ближайшие 25 лет мы от мигрантов никуда не денемся, так как от них зависим».

Денис Гольдман