Posted 28 марта 2013,, 14:39

Published 28 марта 2013,, 14:39

Modified 30 января, 14:38

Updated 30 января, 14:38

По реке без пробок до метро

28 марта 2013, 14:39
Затягивающаяся зима и мартовские холода не помешали возобновлению разговоров об организации в столичной акватории «водного такси». Тема эта все последние годы у нас оттаивает по весне, но ни во что практическое не выливается.

Затягивающаяся зима и мартовские холода не помешали возобновлению разговоров об организации в столичной акватории «водного такси». Тема эта все последние годы у нас оттаивает по весне, но ни во что практическое не выливается. Составит ли нынешний год исключение?

Собственно, суть понятна: не в том дело, что в Москве очень много рек – их как раз не очень много, хотя бы по сравнению с Санкт-Петербургом, где водное сообщение по сети каналов хотя бы видится чем-то более серьезным. Дело в том, что дорог мало, пробки «заели». Вот и устремляются взоры и мысли разных теоретиков и практиков на москворецкую акваторию. Соскочить бы с забитой мостовой, да перелезть бы в лодочку, или из автомобиля амфибию соорудить…

В этот раз внимание водных энтузиастов оказалось привлечено к юго-восточному направлению. В Интернете появились сообщения о готовящейся организации пассажирских маршрутов по Москве-реке, связывающих столицу с населенными пунктами, расположенными вниз по течению. В частности, с городом Жуковским.

Вот образец местной сетевой журналистики: «К концу этого года из города Жуковский к проспекту Жукова в столице станет возможно добраться по воде. Начнет курсировать водное такси «Ракета». В каждое такси сможет поместиться до 30 человек. Перед запуском нового вида такси будет построено несколько новых причалов».

Вообще-то, «к концу года» Москва-река обычно замерзает, хотя, надо признать, и не всегда. Все же, открывать новую навигацию в ноябре – это сильно. Собственно, один из главных камней преткновения при любых разговорах о регулярном, а не прогулочном, пассажирском сообщении – это вопрос: а что с такими маршрутами делать зимой? Колоть речной лед технически вполне возможно, однако дорого.

Для того, чтобы по Москве-реке в центре столицы неторопливо циркулировало несколько плавучих ресторанов, достаточного одного речного ледокола. А вот для того, чтобы на всем протяжении реки до Жуковского взад-вперед непрерывно сновали быстроходные пассажирские суда, мощности потребны совсем иные. И кошельки у простых подмосковных пассажиров, естественно, тоже не те, что у элиты.

При попытках продолжить разговор с инженерами, возникал еще целый ряд технических вопросов – например, о том, что существующие прогулочные суда не имеют отопления, а большая часть мест у них – на открытых палубах.

К тому же, слово «такси» здесь все-таки употреблено не по назначению. Речь явно идет о «речных трамваях», только предназначенных не для экскурсий и банкетов, а для быстрого передвижения на работу и домой. Как было сказано чуть выше, технических отличий – а значит, и технических проблем при попытке переоборудовать одно в другое – тут немало. Судов же, специально предназначенных на роль «речного автобуса», у Москвы в наличии не имеется. Правда, настораживает подзабытое слово «Ракета», явно отсылающее нас к теплоходам на подводных крыльях, действительно, хорошо знакомых москвичам. Так ведь последняя «Ракета» была построена еще в 1977 году.

Как бы там ни было, любопытная пресса добралась на днях с этим вопросом до мэра Москвы Сергея Собянина. Ответ главы города был таков: «Городские речные маршруты мы не собираемся вводить. Все коммерческие маршруты, которые будут возникать, мы будем поддерживать. На самом деле, количество речного транспорта, в основном туристического плана, очень серьезно из года в год подрастает».

В департаменте транспорта г. Москвы и в министерстве транспорта Московской области корреспонденту «Росбалта» подтвердили, что никаких собственных проектов «речного такси или автобуса» ни у города, ни у области нет. Откуда же «растут ноги» у рассказов о «Ракетах» от Жуковского до проспекта Жукова»?

«У некоторых частных инвесторов такие проекты бывают, - рассказали в пресс-службе столичного департамента транспорта. – Последний раз они к нам приходили прошлой весной. И просили им маршруты выделить. Мы были, в принципе, готовы посодействовать, если они сами купят водный подвижной состав. На этом как-то все и заглохло. Что у них дальше случилось, неизвестно».

В пресс-службе подмосковного министерства транспорта поиск направили в город Лыткарино, который расположен на Москве-реке неподалеку от Жуковского, причем, в отличие от Жуковского, не имеет железнодорожного пригородного сообщения со столицей. А вот причал там исторический, и его к тому же планируется ремонтировать.

Дальнейшие пояснения были даны в администрации городского округа Лыткарино. «Это, наверное, имеется в виду компания «Логопром», - заметил начальник отдела развития предпринимательства, торговли и транспорта администрации города Лыткарино Павел Радиков. – Она занимается перевозками на судах на воздушной подушке, в основном, в Волжском бассейне. У нас налажено с их помощью регулярное сообщение между городом и селом Андреевское – курсирует небольшое суденышко. Это переправа, потому что плотина, по которой ходили люди, закрылась. В плане у них была организация маршрута Лыткарино – Дзержинский – Москва – метро «Марьино». Насколько я знаю, сейчас этот проект проходит согласование с муниципалитетами. Сама идея неплохая: до метро без пробок».

Наконец, заместитель генерального директора судоходной компании «Логопром – Борский перевоз» по флоту Александр Быков подтвердил, что такой проект, в принципе, существует. Причем, возить пассажиров планируется вовсе не на «Ракетах», а на судах на воздушной подушке. «Но пока это все теоретически, в зародыше, в стадии разработки и проработки, - заметил Быков. - Не знаю, как это в реальности воплотится, пока не уполномочен разглашать».

Таким образом, не без старого принципа «испорченного телефона», кое-что прояснилось, хотя далеко не все. Какое все-таки «согласование» проходит данный проект, в каких кабинетах – пока тайна.

Конечно, сравнения с метро тут быть не может. «Это очень маленький сегмент транспортного рынка, - заметил корреспонденту «Росбалта» по данному вопросу директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - И если на него входит какой-то бизнес, на свой страх и риск, я это приветствую двумя руками. Никто туда не придет, кроме частного бизнеса, имеющего вкус и опыт работы на реке. О какой-либо финансовой поддержке из бюджета здесь глупо говорить. А вот организационное содействие транспортных властей я бы очень даже рекомендовал. Естественно, никакой проблемы пробок это и близко не разрешит. Но если каким-то пассажирам понадобится, то и слава богу».

Леонид Смирнов