Страсти по Ленинскому

В столице стартовали публичные слушания по проекту реконструкции Ленинского проспекта, которая призвана в в 2,5 раза, увеличить пропускную способность магистрали, а выбросы вредных веществ в атмосферу снизятся на 30%.


© leninskiy-new.ru

На юго-западе столицы стартовали публичные слушания по проекту реконструкции Ленинского проспекта. Проходили они в шести районах – и, по крайней мере, в одном из них, Гагаринском, публика показала себя очень неравнодушной. По требованию собравшихся, состоялось отнюдь не предусмотренное планом «вскрытие урны и подсчет голосов», а вся процедура затянулась до двух часов ночи.

Основания для страстей достаточно веские. Ленинский проспект – стратегическая юго-западная транспортная артерия, место обитания многочисленной интеллигенции и, тоже довольно многочисленной в этих местах, элиты. Очень неплохой ансамбль современной архитектуры, элитного и просто приличного жилья, а также виднейших научных институтов с парковыми участками, плюс богатейший набор магазинов.

Кроме того, это еще и одна из наиболее благополучных автомагистралей – по мнению многих, так даже и самая благополучная. Правда, все относительно. И пробки на проспекте будь здоров, когда же он с грехом пополам едет, то переход на одном из пяти светофорных перекрестков растягивается для пешехода в томительные минуты: на его пути не один, а три светофора, поскольку проспект имеет сложную структуру, и надо пересечь еще два его боковых «дублера». По пути пешеход может вдоволь послушать гудки недовольных водителей, ждущих очереди на поворот. Однако, в условиях, когда транспортная ситуация в городе соответствует выражениям типа «не до жиру, быть бы живу» и «применительно к подлости», многие и этим милым бардачком дорожат и устыжают привередливых, желающих перемен.            

Впрочем, есть еще одно обстоятельство. Как напоминают транспортники, даже столь относительное благополучие Ленинского проспекта объясняется тем, что юго-западное направление – самое «малонаселенное» в Подмосковье. Вот эти-то благостные времена и подходят к концу с расширением Москвы, которое как раз «идет на юго-запад», и прилегающие новые территории, по всем расчетам и прогнозам, скоро пробудятся ото сна.

В общем,  Ленинский проспект включен в революционную программу реконструкции всех крупных столичных автомагистралей. Поддержанный мэрией проект предлагает развязать разом все пять светофорных перекрестков. На тех из  них, которые ближе к центру – на пересечениях с Университетским проспектом – улицей Дмитрия Ульянова и с Ломоносовским проспектом - планируется прорыть туннели. Далее, на пересечениях с улицами Кравченко – Пилюгина - Удальцова – Новаторов и Обручева – Лобачевского  запланированы эстакады, а затем, на пересечении с улицами 26 Бакинских комиссаров и Миклухо-Маклая – опять туннель.

Отельный вопрос касается еще одного пересечения Ленинского проспекта - с улицами Панферова и Строителей. Это перекресток предполагается закрыть – как сказано, по многочисленным просьбам жителей улиц Панферова и Строителей, измученных гигантским автопотоком. Машины направить в обход.

В дополнение ко всему, в проекте – две новых станции метро: «Улица Удальцова» будущего 3-го пересадочного контура и в самом конце, при слиянии с проспектом Вернадского – станция «Тропарево», которая явится продолжением «красной» Сокольнической линии от «Юго-Западной». И семь дополнительных подземных переходов, из которых два - на этих станциях метров, а пять – просто в подарок жителям. При этом, ныне существующие переходы-«зебры» сохраняются, и путь по ним становится куда легче, поскольку основной поток машин уходит в туннели и на эстакады. А на пересечении с Университетским проспектом – улицей Дмитрия Ульянова в центре будет зеленый квадратный газончик или скверик. 

Городские проектировщики подготовились к слушаниям основательно – приготовили не только красочный анимационный фильм, но и упреждающие ответы на основные назревшие вопросы, собранные в специальной брошюре. Суммируя главные тревоги и опасения жителей, авторы проекта заверяют, что эстакады будут невысокие и, учитывая ширину Ленинского проспекта, никому не смогут заслонить вид из окон. Что дорогие квартиры на проспекте из-за этого нисколько не подешевеют – как не подешевели они, скажем, на реконструированном Кутузовском проспекте.

По поводу планировки автомагистрали даны следующие разъяснения: в туннель и на эстакаду уходят три полосы в каждом направлении, из четырех существующих. Многочисленные троллейбусы и некоторые автобусы Ленинского проспекта в туннель не уходят – они будут следовать по остающейся правой боковой полосе основного потока, причем эта полоса станет двухполосной. Боковые дублеры проспекта остаются в своей обычной роли – и никакой транспорт к домам отнюдь не приближается.

Правда, проектировщикам пришлось признать два, достаточно болезненных обстоятельства. «Двухполосная боковая полоса основного потока», предназначенная для троллейбусов, а также и для машин на повороты, создается за счет урезания газона. В сложной структуре Ленинского проспекта, сейчас между основной магистралью и дублерами проходят двойные газонные полосы – увы, они становятся одинарными, а заодно исчезает газонная полоска по центру. Понимая деликатность вопроса, проектировщики обещают обильное компенсационное озеленение на прилегающих территориях: более 25 тыс. кв. метров газонов, 500 деревьев и 1,5 тыс. кустарников.

И еще один болезненный момент: признано, что уровень шума «незначительно возрастет»: по большей части на 1 децибел, в самых проблемных точках до 4 децибел. Посему во многих домах будут вставлять за казенный счет шумозащитные окна со специальными системами вентиляции, не требующими открытия форточки.

По самому острому вопросу эксперты-транспортники напоминают, что сколько угодно расширенный и «развязанный» Ленинский проспект все равно упрется в «узкие горла» Якиманки и площади Гагарина. Авторы проекта видят эту ситуацию следующим образом: никому вовсе не надо, «чтобы все сплошным потоком ехали в Кремль». Значительная часть автопотока может и должна по пути разъехаться по поперечным магистралям, для чего и будут создаваться все возможные условия.

Проектировщики всячески подчеркивают, что реконструируется отнюдь не один Ленинский – а также проспекты Вернадского, Севастопольский, и вообще весь «юго-западный угол». Только в комплексе вся эта эпопея и может рассматриваться. Также и во время строительства – а оно, «если все будет хорошо», начнется примерно через год и должно занять пару лет – обстановка будет «под контролем», и власти будут следить, чтобы была возможность перетока транспорта в дублирующие артерии – естественно, по мере возможности. 

Наконец, подготовлен ответ и на вопрос «продвинутых общественников-технарей» по поводу альтернативного проекта реконструкции. Имеется ввиду идея пустить посередине Ленинского проспекта скоростной трамвай. На это авторы «господствующего проекта» возражают, что трамвай, вписанный в имеющиеся границы, вытеснил бы вообще всю зелень, что вряд ли понравилось бы жителям. Решение пассажирской проблемы предлагается иное: пассажиропоток из-за МКАД «переадресовывается» на две станции метро. И тогда с остальным пассажиропотоком из безмашинной интеллигенции вполне справятся троллейбусы, которые планируется всячески развивать и совершенствовать.

Вот на таком фоне и проходили публичные слушания. В Гагаринском районе, включающем улицу Дмитрия Ульянова и упирающемся в Ломоносовский проспект, они состоялись в актовом зале знаменитого вуза – Института нефти и газа имени Губкина. Аншлаг был полный – правда, публика постепенно рассасывалась. Но вначале солидный зал был набит битком. Из середин рядов лезли к микрофонам через спинки кресел, нещадно их расшатывая.

Собрание вел депутат Московской городской думы Александр Семенников – житель Ленинского проспекта, который также рассказал, что и сын его живет на улице Строителей, а отнюдь «не в Майами», как принято в наше время подозревать. Разъяснения давали главный инженер НИиПИ Генерального плана Москвы Михаил Крестмейн и заведующий отделом перспективного развития транспорта Георгий Новиков (уже слегка измученные дискуссиями в фойе) вкупе со специалистами по экологии.  

«Оппозиция» весьма  активна. Одни оппозиционеры – «автомобилисты-технократы» заявили о своем неверии в то, что пробки будут побеждены. Потому что трех полос в туннель – мало, это сужение потока.  Другие  – «измученные жители и пешеходы» - заявили о своем неверии в то, что в обещанных местах действительно будут туннели. Возникли очень сильные опасения, что по ходу дела власти разведут руками и объявят – дескать, по ряду причин строительство туннелей оказалось невозможным, и везде станут делать эстакады. Крестмейн и Новиков решительно отвергали эти подозрения.

Однако, главное, против чего протестуют «измученные жители» - они вообще не хотят  роста автомобильного потока, не хотят «превращения своего уютного зеленого проспекта в скоростной хайвей». Разгорелась еще и дискуссия об уровне выхлопных газов. Но несколько практических водителей возражали и отстаивали мнение, что хуже всего – это когда машины стоят и дымят на холостом ходу, что мы и имеем в настоящее время.

Среди защитников проекта преобладали «практические водители» – автовладельцы и несколько шоферов. Которые устало напоминали, что «надо же что-то делать» с этими пробками, и что терпеть создавшееся положение далее невозможно.

Дебаты продолжались до 23.00, однако оставшаяся активная часть разойтись так просто не смогла. Дело в том, что письменные предложения и замечания от населения собирались в избирательную урну – современную, большую, из прозрачного пластика. Самые передовые активисты, вдохновляемые молодыми муниципальными депутатами, потребовали эту урну тут же и вскрыть, и посчитать «голоса». Хотя это не голосование в чистом виде, это не обязывает власти к принятию решения. Но все равно!

После некоторого замешательства (чуть было драка не началась) депутат Александр Семенников решил выполнить волю общественности. Урну торжественно перенесли из фойе в актовый зал. Где импровизированная счетная комиссия, в которую вошли глава Гагаринской районной управы Евгений Петухов и муниципальные депутаты Михаил Дорофеев и Елена Русакова, все скрупулезно подсчитала.

Результат: всего обнаружено 1796 листов. Среди них, 733 – за проект реконструкции, 688 – против, и 221 «неопределившийся. Расходились все в два часа ночи. Большинство собравшихся были местными жителями, а остальные - разъезжались на такси. Впрочем, в это время ехать очень приятно – просторно.

Леонид Смирнов