Posted 23 апреля 2013,, 11:27

Published 23 апреля 2013,, 11:27

Modified 31 марта, 19:32

Updated 31 марта, 19:32

Русско-чеченское «усмирение»

23 апреля 2013, 11:27
Национальные лидеры, способные воздействовать словом на агрессивную молодежь, должны взять на себя роль «политической пожарной команды». И выезжать в те места, где может начаться стычка.

В атмосфере страха общественности перед межнациональной агрессией в нашем мегаполисе начинают появляться конструктивные идеи. Одна из них – прекращать конфликты и устанавливать мир между народами должны авторитетные фигуры из этих народов.

Сама по себе эта мысль, конечно, стара как мир. Новыми, однако, являются практические советы по ее воплощению. Суть их в том, чтобы «просто взять и делать, здесь и теперь»: «национальные лидеры», вообще, какие-то персоны, способные воздействовать словом на агрессивную молодежь, должны взять на себя роль «политической пожарной команды». И выезжать в те места, где вот-вот начнется побоище (или, может быть, уже началось, но есть надежда разнять дерущихся).

Техническая база для такой «политики быстрого реагирования» в XXI веке имеется. Не только мобильные телефоны есть у всех, но и социальные сети блистательно показали свои возможности по организации людей (в том числе, в таких «проблемных мегаполисах», как Каир, к примеру). Очередь – за «человеческим фактором». За лидерами, готовыми и способными взять на себя эту ношу, подразумевающую выезды с определенным риском (в том числе, к примеру, по ночам, ведь именно под покровом темноты часто происходят столкновения агрессивных людей).

В обществе обсуждается несколько вариантов наведения межнационального порядка в Москве – были и есть разговоры, например, об организации неких «интернациональных боевых дружин» из русской и кавказской молодежи. По данному вопросу корреспондент «Росбалта» получил, в частности, такое заключение от пресс-службы столичного департамента региональной безопасности за подписью руководителя департамента Алексея Майорова:

«Сообщаю, что в городе Москве охрана общественного порядка осуществляется правоохранительными органами. В соответствии с Законом города Москвы от 26.06.2002 №36, содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка оказывает Московская городская народная дружина. Создание в городе Москве интернациональных дружин действующим законодательством не предусмотрено».

Что ж, вполне возможно, что для «интернациональных бригад» время еще не пришло. Кстати, на эту тему есть пример американской полиции – именно полиции, а не дружинников. В городах США с перемешанным в расовом отношении населением полицейские патрули формируются пропорционально из «белых и черных» и еще тех, кто на месте проживает.

Пока, однако, стоит присмотреться к другому варианту решения проблем – не посредством международных сил, а с помощью авторитетного слова. Корреспондент «Росбалта» побеседовал с двумя общественными деятелями, которые выступают пионерами в этом, очень непростом деле. Один из них – депутат Государственной Думы от Чечни Шамсаил Саралиев.

«Куда сегодня обратиться молодым ребятам, если у них назревает конфликт? – спросил собеседник агентства. - Если собираются сто на сто и дерутся – приехала полиция, сто человек в одну сторону разбежались, сто в другую. А конфликт не заканчивается, они собираются где-то в другом месте. Когда мы выясняем причину, она обычно бывает какая-то бытовая и глупая, однако завтра все может перерасти в поножовщину. Понятно, что есть смысл поговорить с ребятами, помирить их. Мы планируем создать такое место, куда могли бы поступать обращения, на которые мы могли бы реагировать достойно».

«В каждой национальности должен быть известный, авторитетный парень, - подчеркнул Саралиев. - Спортсмен, деятель культуры – человек, к которому прислушиваются, уважают его. Пусть это будет один-два человека от каждой национальности».

Сам депутат Саралиев по мере сил играет такую роль. «Конечно, и я открыт, в том числе и в социальных сетях, - рассказал он. - Люди имеют ко мне свободный доступ, я с ними общаюсь и то же самое предлагаю другим лидерам, в том числе известным спортсменам – людям, которых уважает улица. Кто может подойти и сказать: «Так, ребята, стоять. Все!» Когда Манежка начиналась, Кадыров всем чеченцам сказал: не ехать и не поддаваться на эту провокацию».

Рассказал Шамсаил Саралиев и о самых первых попытках действий: «В 2010 году в Киргизии был конфликт между киргизами и узбеками в Оше. У нас в стране тоже много киргизов и узбеков. И у них было несколько серьезных конфликтов. Мы пригласили известных представителей этих национальностей и сказали: «Вот, вас миллион, и вас миллион – давайте, мы на территории России этого не будем делать. Понимание было».

Естественно, у каждой национальной диаспоры лидеры свои. Международных лидеров – по крайне мере, там, где люди готовятся друг друга бить – к сожалению, нет. И вот здесь возникает один «момент», чрезвычайно деликатный и болезненный.

На роль такого «русского лидера» претендует глава общественного движения «Русские» Дмитрий Демушкин. Политизированной части аудитории это имя очень хорошо знакомо. Демушкин – национал-социалист, представляет крайний, радикальный фланг «русской правой» и имеет в своей биографии и «баркашовскую» организацию РНЕ, и собственный «Славянский союз» и так далее. В общем, нетрудно понять, что для огромной части русского общества «Демушкин» и «авторитет» суть вещи несовместные.

Однако есть и другое обстоятельство: Демушкин пытается что-то делать. На той «площадке», где еще очень мало кто что-то делает, а «с русской стороны» пока никто не делает ничего.

«Месяца два назад мне позвонил Демушкин и сказал, что у него в районе Братеево планируется драка 15 на 20, - рассказал депутат Саралиев. - Второй час ночи. «Можешь подъехать?» Мы приехали, поговорили с одними, с другими – они помирились, разъехались. Публично поругали виновных».

«На данный момент я ищу помещение, - рассказал Дмитрий Демушкин корреспонденту «Росбалта». - Есть два варианта: я свою секцию направлю, чеченцы – свою. Привлечем всех остальных, кто будет способен секцию сделать. Секции у нас национальные, не смешанные. В случае возникновения конфликта, на место выезжают те секции, национальности которых участвуют в столкновении. Если, конечно, они известны, эти национальности. Соответственно, каждый разговаривает со своей стороной. Плюс мы подали заявку в МВД: просим выделить нам сотрудника, которого мы могли бы информировать об этих выездах».

«Русская секция» Демушкина – общественная организация, зарегистрированная более года назад. В ней состоит 21 человек, они действуют без оружия, «как переговорщики-психологи», и денег за свою общественную деятельность пока не получают. Как отметил Демушкин, только сейчас он поставил вопрос об оплате дежурных бригад. Но никаких бюджетных денег ни Демушкин, ни Саралиев не просят.

Что касается остальных национальных диаспор Москвы, то и Дмитрий Демушкин, и Шамсаил Саралиев сообщили, что на инициативу «откликнулись все». Другое дело, что степень конкретной практической готовности у всех разная. Впереди оказались русские и чеченцы, что ожидаемо. Те же, кого категорически не устраивает Демушкин, имеют полное право составить ему конкуренцию.

Леонид Смирнов