Posted 30 апреля 2013,, 19:07

Published 30 апреля 2013,, 19:07

Modified 31 марта, 19:23

Updated 31 марта, 19:23

Поезд из Душанбе попал под раздачу

30 апреля 2013, 19:07
На днях посол Таджикистана уличил некоторых российских политиков и ряд СМИ в провокациях по отношению к гражданам своей республики. Отдельно был упомянут и скандал с поездом Москва - Душанбе.

На днях посол Таджикистана уличил некоторых российских политиков и ряд СМИ в провокациях по отношению к гражданам своей республики. Отдельно был упомянут и скандал с поездом Москва - Душанбе. «Росбалт» попытался разобраться в сложившейся ситуации.

В полдень на перроне у одного из путей Казанского вокзала толпятся сотни людей: прибыл поезд Москва - Душанбе. Пассажиры и провожающие, окруженные распухшими от груза авоськами, сумками, пакетами и (реже) чемоданами, бодро толкуют о чем-то на родном языке. Ровно через трое суток они, наконец, увидят родственников, привезут им из России гостинцы и необходимые для проживания деньги. Но перед этим нужно преодолеть трехдневную поездку на «шайтан-поезде» - так состав назвали в программе «Специальный корреспондент» канала «Россия-1»: именно через железную дорогу, соединяющую столицы России и Таджикистана, налажен поток нелегальных мигрантов и наркотиков.

Незадолго до репортерского расследования поезд Москва-Душанбе» осмотрели лично глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко и вице-премьер Дмитрий Рогозин. Главный санитарный врач констатировал, что в большинстве плацкартных вагонов, а также в вагоне-ресторане не соблюдаются элементарные санитарные нормы (видео, правда, демонстрировано ветхое, но чистенькое постельное белье в плацкарте, а главный санврач из вопиющих нарушений упомянул лишь об отсутствии жидкости для дезинфекции). Возможно, проверяющие обнаружили в поезде что-то еще, но широкой общественности об этом узнать не удалось. Однако Дмитрий Рогозин, , выйдя из душанбинского поезда, сказал журналистам «в приличные страны это пускать нельзя», а Онищенко и вовсе потребовал запретить железнодорожное сообщение между Россией и Таджикистаном. Впрочем, инициативу в верхних эшелонах власти не поддержали. В частности, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин поспешил напомнить о том, что в России трудится почти миллион таджиков, поэтому ни о какой отмене поездов и речи быть не может.

Затем руководитель ФСКН РФ Виктор Иванов на заседании пограничной комиссии предложил пускать к нам граждан Таджикистана только по загранпаспортам, дабы исключить возможность контрабанды афганских наркотиков и защитить россиян от террористов. А Дмитрий Рогозин существенно снизил градус своей риторики, также обратившись к вопросу необходимости введения въезда исключительно по загранпаспортам.

Официальные лица Таджикистана на данные высказывания отреагировали только 27 апреля. Правда, в размещенном на сайте посольства республики в РФ заявлении речь шла несколько о другом. Так, в первую очередь посол Таджикистана в России Абдулмаджид Достиев заявил о создании специального штаба по оказанию помощи соотечественникам. Основной задачей штаба является решение проблем, возникающих у граждан Таджикистана при въезде на территорию России или выезде из страны. Отдельная рабочая группа круглосуточно принимает звонки и готова в любой момент прибыть на железнодорожный вокзал или в аэропорт - в случае, если поступит информация о нарушении чьих-то прав.

В посольстве республики «Росбалту» сообщили, что пассажиров поездов, следующих из Таджикистана в Москву, проверяют особенно жестко. «Дело дошло до того, что наших граждан, уезжающих на родину, узким коридором из полицейских встречают уже на пороге Казанского вокзала и пропускают на перрон по одному. А потом, уже в дороге, их оскорбляют и унижают», - отметил руководитель пресс-службы посольства Мухаммад Эгамзод.

По его словам, прибывающих в Россию таджикских трудовых мигрантов на вокзалах часто «встречают» «отдельные лица» или «группировки с сомнительной репутацией» и предлагают им оформить регистрацию или получить разрешение на работу: «В итоге ребята остаются без денег и с фальшивой бумажкой на руках». Подобными случаями также будет заниматься штаб. Однако о том, почему таджикские граждане не знают, куда следует обращаться за необходимыми документами, зачем пытаются получить их у мошенников, в представительстве республики не сказали.

Между тем, большинство пассажиров поезда «Москва-Душанбе» ничего не знают о многочисленных проверках, шумихе в СМИ и мерах, принятых посольством (примечательно, что пока никаких следов работы штаба помощи также не обнаружили ни полицейские, ни проводницы, ни охранники РЖД). Сам состав ничем не отличается от тех, что ходят, к примеру, из Первопрестольной в Крым (туда, вероятно, высокие проверяющие пока не заглянули) - типичные зеленые вагоны советской сборки с потрескавшейся краской на корпусе, трещинками на деревянных оконных рамах и бежевыми занавесками.

«Я вот только что от тебя услышал об этих проверках. Я вообще ничего не знаю, брата пришел навестить и все», - оправдывается молодой человек, кивая на стоящего рядом проводника. На лице почти каждого опрошенного корреспондентом «Росбалта» пассажира читался явный страх. Вероятно, поэтому они были немногословны и обходились только одной фразой: «Все нормально».

На вопрос, изменилось ли что-то в работе после громких заявлений, внятно смогла ответить лишь одна девушка-проводница: «У нас всегда все хорошо было, никаких проблем. Вот, например, на следующий день после всех проверок этих к нам из НТВ пришли. Без предупреждения, без всего. Пришли и удивились: «Чего это у вас так чисто?».

А вот проводницы Гульнура и Зарина перемены заметили: «Да, изменилось, отношение на пограничном контроле стало лучше. Может это как-то связано с этими событиями, и у них действительно после этого совесть проснулась». К работе самих проводниц претензий, по их мнению, быть не может: после прошлого рейса пассажиры были настолько довольны обслуживанием, что «даже написали благодарность».

Примечательно, что в тексте заявления посла Абдулмаджида Достиева также указано, что в российских СМИ намеренно формируется негативный образ граждан Таджикистана. В посольстве недоумевают: страна занимает лишь четвертое в России место по количеству мигрантов, но все равно зачастую именно ее подданные выставляются в негативном свете. По данным ФМС, в России трудятся в два с половиной раза меньше таджикских мигрантов (1 млн человек), чем граждан Узбекистана (2,5 млн человек).

«Сегодня в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) мы открыли первый в РФ центр таджикской культуры. Я уверен, что об этом ни слова не скажут в СМИ. Но зато, когда задерживают какого-нибудь гражданина, обязательно указывается его гражданство и национальность», - подчеркивает глава пресс-службы посольства Мухаммад Эгамзод. Упомянул он и том, что все это, вкупе с некоторыми заявлениями российских политиков, выгодно людям, которые заинтересованы в ухудшении отношений между бывшими союзными республиками: «Это определенные политические круги, которые постоянно напрягают ситуацию вокруг российско-таджикских отношений».

Вероятно, речь опять о выступлении Владимира Жириновского в одной из передач телеканала «Россия 1». «Сейчас (...) таджикские коммунисты, снова взвинчивают цены за нашу базу в Таджикистане. Внаглую! Знают, что у России есть деньги, «платите больше». Вот мы им говорим: не будем больше принимать ваших рабочих к нам на работу. Тогда что сделает Рахмон, глава республики? Он же прекрасно понимает, что ему конец. Ибо афганские исламисты затопчут Таджикистан. А его, как Наджибуллу, повесят в центре города Душанбе», - заявил тогда лидер ЛДПР. Он также заметил, что страны-соседи «живут лучше России», а их граждане едут в Россию «погулять и бандитизмом заниматься».

После этих перлов с разъяснениями пришлось выступить МИД РФ. Впрочем, посол Таджикистана в России Абдулмаджид Достиев, комментируя ответ российского внешнеполитического ведомства, высказался следующим образом: «Российская сторона успокаивает нас тем, что «заявление Жириновского В.В. было сделано в эфире телевизионного ток-шоу в присущей ему эмоциональной форме» и, по сути, обращать внимание на это не стоит. Однако мы думаем, что подобные нездоровые политики должны быть проблемой своей страны, а не других стран».

Из всего этого можно сделать главный вывод: злополучный поезд попросту попал под раздачу. Информационная кампания о необходимости ввода загранпаспортов для мигрантов набирает обороты. И неудивительно - российское общество устало от невнятной миграционной политики властей и благосклонно воспринимает любые сигналы, хоть как-то намекающие на возможное улучшение ситуации. Только нужно помнить, что резкие высказывания политиков об ужесточении отношения к мигрантам из Таджикистана традиционно совпадают с попытками властей этой страны поднять ставки на аренду для нашей 201-й военной базы, и теряют свой накал после исчезновения этой угрозы.

Что же касается введения въезда по загранпаспортам конкретно для таджиков (полезность данной меры не оспаривается), очевидно, что это не прекратит приток в нашу страну ни нелегалов, ни наркотиков. Хотя бы потому, что после пересечения границы с Казахстаном состав Душанбе - Москва 40 км идет по территории России - до станции Аксарайская, где и осуществляется российский погранконтроль. И за это время с поезда можно ссадить достаточное количество нелегалов и сбросить любую партию наркотиков. Поэтому для реальной борьбы с этим злом пограничный контроль необходимо «отодвинуть» к границе.

Денис Гольдман