Posted 18 июля 2013,, 11:48

Published 18 июля 2013,, 11:48

Modified 31 марта, 18:10

Updated 31 марта, 18:10

Москвичей отучат суетиться и научат гулять по городу

18 июля 2013, 11:48
Столичные власти пригласили в Москву известного датского архитектора и консультанта по городскому дизайну Яна Гейла. Его рекомендации уже начали претворять в жизнь.

Датский архитектор Ян Гейл знаменит тем, что превратил родной Копенгаген из города автомобилистов в город пешеходов. Результаты его сорокалетнего труда оценили во всем мире. В качестве эксперта его приглашали в Лондон, Нью-Йорк, Сидней, которые тоже захотели выстроить свое общественное пространство так, как в Копенгагене.

Полтора года назад московские городские власти пригласили известного датского архитектора и консультанта по городскому дизайну, основателя и руководитель компании Gehl Architects в столицу, чтобы он и его команда провели исследование общественного пространства Первопрестольной и дали свои рекомендации по его развитию.

«Мы выбрали несколько типичных центральных районов столицы и в течение полутора лет наблюдали за тем, что делают горожане в этих зонах», - отметил Гейл.

«Я с удивлением выяснил, что даже в погожие летние дни на московских улицах прохожих в разы меньше, чем в других городах, которые я изучал», - продолжал он. Так, по подсчетам эксперта, в час пик по Тверской проходит порядка 19 тыс. человек, тогда как по главным улицам Лондона в подобный период - до 100 тыс. человек. Даже на улицах Санкт-Петербурга пешеходов примерно в пять раз больше, чем в Первопрестольной, заметил эксперт.

«Москва — это не тот город, где люди ходят пешком. Все их прогулки сводятся к тому, чтобы добежать от метро до работы и обратно, причем, такое поведение характерно не только для зимы. Даже чтобы преодолеть небольшое расстояние, москвичи предпочитают спуститься в подземку, нежели пройтись по улице. Люди не наслаждаются здесь жизнью — они пытаются поскорее сделать свои дела и отправится домой. В Москве мало пешеходных улиц, нет условий, чтобы с комфортом прогуляться по городу, выпить чашечку кофе, отдохнуть», - подчеркнул Гейл.

Город заполнен автомобилями, которые часто паркуются на тротуарах. К слову, и сами тротуары, по наблюдениям Гейла, плохого качества: покрытие часто неоднородное, зимой недостаточно очищаются от снега, а летом на пешеходов льется вода из кондиционеров, бордюры местами слишком высокие для стариков и людей с ограниченными возможностями.

Кроме того, в центре довольно шумно. На Театральной, Тверской, вдоль Садового кольца, на Москворецком мосту уровень шума превышает 80 децибел, что не только мешает разговаривать, но может и слух повредить, заметил эксперт.

Он также считает, что в столице мало наземных пешеходных переходов и зачастую они находятся в неудобных для людей местах. Подземные переходы, в свою очередь, становятся непреодолимым препятствием для инвалидов и мам с колясками.

В центре горолда недостаточно мест, где можно присесть, что создает неудобства как для туристов, так и для самих горожан. На прогулочных маршрутах скамеек либо нет вообще, либо это очень неудобные рекламные скамейки, подметил Гейл.

Датский архитектор также обратил внимание, что, в отличие от европейских городов, центральные набережные российской столицы на 93% заняты дорогами и парковками, а не общественными пространствами.

«На старых фотографиях Москвы видно, что в городе было много зелени. Сейчас же все эти деревья вырублены, улицы стали серыми и унылыми. Они завешаны разномастной рекламой, которая не дает увидеть здания», - добавил он.

Обратив внимание на недостатки столицы, датский архитектор подчеркнул, что у города огромный потенциал для развития общественного пространства. Но что делать, чтобы его реализовать?
Во-первых, по словам Гейла, московским властям следует сделать акцент на набережных, преобразовав их в прогулочные зоны, где есть кафе, скамейки и парки. Чтобы превратить Москву из автомобильной в пешеходную, по мнению эксперта, нужно дать горожанам больше пространства для прогулок на центральных улицах города, снизить уровень шума и загрязненности воздуха, ограничив въезд транспорта в центр и сократив число парковочных мест. Закрыть по максимуму подземные переходы и заменить их наземными.

Особый акцент следует сделать на развитии велосипедного транспорта. Для этого мало создать систему проката — нужно открывать новые велодорожки, передвижение по которым будет комфортным и безопасным. Строже следить за соблюдением автомобилистами правил парковки и ограничений скорости. Чем меньше будет парковочных мест, тем меньше машин будет приезжать в центр. Чем ниже скорость движения, тем удобнее и безопаснее пешие прогулки. Такова логика датского архитектора.
Кроме того, по его словам, общественные места должны стать максимально доступными как пешком, так и на велосипеде и наземном транспорте. При этом в городе необходимо создать зоны, где интересно и безопасно ночью. Они должны располагаться недалеко от кварталов, где проживает большое количество людей, особенно студентов. А за безопасностью можно следить дистанционно — посредством видеонаблюдения, считает Гейл.

Также приглашенный архитектор предлагает приспособить для отдыха москвичей площади вокруг памятников и вокзалов, которые сейчас представляют собой голое пространство, покрытое асфальтом. Посадить на них деревья, организовать зоны отдыха со скамейками и уличными кафе, и горожане туда потянутся.

«Мы сейчас занимаемся корректировкой существующего Генерального плана, разрабатываем план на новые территории, и, конечно, мы хотели мы, чтобы Ян Гейл принял участие в этой работе, чтобы постараться исправить те ошибки, которые есть, и не допустить будущих ошибок. Его опыт, безусловно, будет нам полезен», - отметил чиновник.
Хуснуллин согласился, что, несмотря на большое количество набережных, они недостаточно благоустроены, затруднен спуск к воде. «Конечно, мы будем этим вопросом заниматься. Сейчас разрабатывается проект развития Москва-реки, который будет таким же знаковым, как «Зарядье»», - отметил он. Однако, по словам чиновника, благоустройство всех набережных обойдется городу по меньшей мере в 100 млрд рублей, поэтому провести эту работу в одночасье не удастся.

Признал справедливым чиновник и замечание Гейла относительно неблагоустроенности привокзальных площадей. «Почти все железнодорожные вокзалы мы привели в порядок. Что касается Белорусского вокзала, мы нашли решение имущественных споров, уже в этом году приступим к строительству транспортного узла, и к концу 2015 года закончим. В отношении площади Павелецкого вокзал мы приняли крайне тяжелое решение - через суд изъять у инвестора эту площадку, после чего начнем приводить ее в порядок», - заметил он.

Правда, сколь хороши бы не были предложения приглашенного эксперта, далеко не все они представляются столичным властям осуществимыми. «Конечно, Тверскую улицу, в идеальном варианте нужно сделать пешеходной. Но если составить математическую модель движения транспорта - общественного, личного, то станет ясно, что ее закрытие приведет к транспортному коллапсу. Поэтому, конечно, делать этого никто не будет. Мы посмотрим, как ее благоустроить, уберем все лишние парковки, что уже делается. Сделаем более удобными связки между улицами, постараемся увеличить переходы», - рассказал Хуснуллин.

Ситуация с наземными пешеходными переходами тоже кардинально не изменится. Да, их, действительно, недостаточно, подметил чиновник, но к решению этой проблемы нужно подходить взвешено. «Светофор на улице приводит к снижению пропускной способности в два раза, поэтому сделать на всех улицах наземные переходы вряд ли удастся. На некоторых улицах они, действительно, появятся, но основные магистрали первого и второго класса все-таки останутся магистралями», - подчеркнул он.

В свою очередь главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Сергей Кузнецов заметил, что многие из рекомендаций Гейла уже в работе. «Сейчас разрабатываются стандарты благоустройства прилегающих к проезжей части территорий — тротуаров, фасадов домов, зеленых насаждений. То, что содержит в себе элементы общественного пространства, уже находится в работе. Но надо понимать - сказать, что сейчас можно взять книжку с рекомендациями и воплотить ее в жизнь в течение года или двух - невозможно. Это стратегический план развития», - добавил он.

При этом и.о. руководителя ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы" Карима Нигматулина подчеркнула важность того, что развитие общественных пространств рассматривается сейчас на уровне Генплана. «Это часть городской среды, которую нужно планировать с самого начала, а не вносить в завершении работы минимальные корректировки, вспомнив вдруг о потребностях горожан. И то, что акцент на развитии общественных пространств сделан в самом начале работы, на уровне Генплана, показывает, насколько серьезно город относится к этому вопросу. Сейчас в Генплане развитие общественных пространств — одна из ключевых задач», - подчеркнула она.

Конечно, приглашенный эксперт не изобрел велосипеда, но и приглашали его вовсе не за тем, признался главный архитектор Москвы. По его словам, многие идеи, которые, кажется, лежат на поверхности, порой требуют некой проверки и подтверждения со стороны, и специалисты с мировым именем как бы ставят на них «знак качества».

Анна Семенец