Posted 6 декабря 2013,, 08:53

Published 6 декабря 2013,, 08:53

Modified 31 марта, 16:01

Updated 31 марта, 16:01

Десятиклассников ждет итоговое сочинение

6 декабря 2013, 08:53
У учащихся 10-х классов московских школ весной следующего года появится новый экзаменационный рубеж — итоговое сочинение. Такое решение было единодушно принято в столичном учительском сообществе.

В ноябре президент России Владимир Путин поручил правительству усовершенствовать образовательные стандарты и «повысить требования» к изучению русского языка и литературы в школе. В частности, глава государства предложил вернуть сочинение в качестве итоговой или промежуточной аттестации. В Москве данную инициативу восприняли всерьез, однако изменять форму выпускных экзаменов не решились. С этого учебного года промежуточная аттестация в форме сочинения станет главным «критерием социальной зрелости» столичных десятиклассников.

Весной у них появится новый экзаменационный рубеж — итоговое сочинение. Такое решение было единодушно принято в столичном учительском сообществе. По мнению инициаторов нововведения, основное предназначение данной работы в том, чтобы старшеклассник представил собственное видение актуальных событий и выразил свое отношение к вечным проблемам человечества. Все это он должен сделать, разумеется, с опорой на художественный текст. Желательно включенный в перечень «100 книг, рекомендованных к прочтению». Впрочем, по мнению московских школьных преподавателей русского языка и литературы, ничего страшного, если ребенок в сочинении будет ссылаться, к примеру, на мемуары Черчилля или творчество Виктора Пелевина. Ведь главная цель — «определить уровень социальной зрелости» десятиклассников. На создание собственного текста школьникам будет отведено четыре часа.

«Речь идет о возможности оценить уровень реализации государственных образовательных стандартов. Сочинение, написанное десятиклассником, становится неким критерием социальной зрелости. Недаром еще с XIX века существовал термин «сочинение на аттестат зрелости», - разъясняет директор Государственной столичной гимназии Виктор Фертман. С его точки зрения, на то, как старшеклассник напишет сочинение, оказывают косвенное влияние не только преподаватели русского языка и литературы, но и педагоги по многим другим предметам — от географии до физики. Виктор Фертман уверен: подобная форма промежуточной аттестации школьников — отнюдь не нововведение, а лишь «возвращение к корням».

Ошибок былой системы, где, по словам педагогов, имело место «повальное списывание», поможет избежать прежде всего формулировка тем. Они будут окончательно утверждены непосредственно в день экзамена и, как и варианты ЕГЭ, в условиях полной конфиденциальности разосланы по школам. Разработчики гарантируют: темы будут сформулированы таким образом, что списать готовый вариант или создать текст, следуя определенному шаблону, не получится. Хочешь-не хочешь, а собственную позицию выразить придется — иначе тему не раскрыть.

Виктор Фертман приводит в пример тему сочинения, которую вспоминает в одном из своих произведений Константин Паустовский: "Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным". «Сложно сказать, что эта тема из начала прошлого века сегодня устарела», - отметил директор гимназии.

«Родина и чужая сторона», «Какие предметы представляют богатство России и почему», «О проявлении нравственного начала в истории» - подобные вопросы десятиклассники должны будут рассмотреть, опираясь на перечень из 100 рекомендованных президентом книг. «У нас есть масштабная задача – вырастить человека, гражданина, а посмотреть это можно только с помощью такой работы», - подчеркнул директор Государственной столичной гимназии.

Одно из ключевых новшеств в предложенной форме промежуточной аттестации учащихся 10-х классов — полная вседозволенность в плане использования источников информации. Старшеклассникам будет разрешено пользоваться не только книгами, словарями, справочной литературой, но и смартфонами, компьютерами и другими гаджетами. Более того, если ученику затруднительно писать сочинение в тетради, он сможет набрать его на компьютере. По мнению учителей, это только поспособствует более зрелому, самостоятельному и взвешенному подходу школьника к решению поставленной задачи. Такое либеральное отношение инициаторов нововведений объясняется отнюдь не их отдаленностью от реалий:

«Это взрослые, очень серьезные и очень интересные люди, которые во многих вещах разбираются лучше, чем некоторые взрослые. Темы будут сформулированы так, что их раскрытие и будет выражением личной позиции ученика. Как я понимаю, личную позицию из Интернета скачать невозможно», - отметила директор городского методического центра Марианна Лебедева.

Ей вторит Виктор Фертман: «Гораздо сложнее писать на базе собственных переживаний и своего личного опыта. Сочинения на тему «Базаров и Кирсанов» или «Печорин и Грушницкий» можно скачать из Интернета, а если тема будет поставлена, как у Паустовского, попробуйте, скачайте текст».

К безграничной изобретательности и хитрости современных школьников, готовых списать что угодно и как угодно, директор Государственной столичной гимназии относится сверхлояльно: «Создать текст из скачанных кусков? Пусть создают! Это такое искусство! Пусть сошьют лоскутное одеяло. Если оно будет грамотно сшито, то это покажет, что ученик умеет работать с информацией, умеет ее обрабатывать».

И все же инициаторы проекта по введению промежуточной аттестации десятиклассников убеждены: если ученик прочитал хоть одну книгу из переченя «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению, то он в состоянии выразить четкую и внятную позицию в сочинении. Двоечник он или отличник — разницы нет. А если вспомнить, что в «перечень» входят, например, произведения Эдуарда Успенского о Крокодиле Гене и дяде Федоре, то за десятиклассников совершенно точно можно быть спокойным.

Денис Гольдман