Подмосковью грозит брак без любви

Грядущая реформа местного самоуправления в Московской области уже наделала немало шума. Жителям объединяемых муниципалитетов обещают социальные и транспортные блага, но они выходят на митинги и акции протеста.


Власти обещают жителям объединяемых муниципалитетов социальные и транспортные блага, а те, в свою очередь, выходят на митинги и акции протеста против объединения. Чем вызвано недовольство? Какие аргументы власти приводят в пользу объединения? И можно ли улучшить жизнь в тех или иных районах, не прибегая к укрупнению?

В Подмосковье готовится реформа местного самоуправления. Процесс укрупнения муниципалитетов будет идти по трем схемам. Первая заключается в объединении административного центра района и самого района в городской округ. Подобная схема была в свое время отработана на Балашихе, Домодедово и Химках. Сейчас ее планируется применить в отношении Люберец, Красногорска, Коломны и Серпухова, сообщают «Ведомости». Для этого властям необходимо будет провести референдум в каждом из районов и утвердить его решение в областном заксобрании.

Вторая схема, суть которой в том, чтобы передать полномочия всех поселений на уровень района, скорее всего, будет применена для Можайска и Солнечногорска. Для ее реализации проведение референдума не требуется. Необходимо лишь внести изменения в устав муниципального образования, предварительно проведя общественные слушания. Решать этот  вопрос будут депутаты самих поселений.

Есть и еще одна схема, которая предполагает объединение в городской округ несколько равных по статусу близлежащих населенных пунктов. Так планируют объединить Королев и Юбилейный, и, возможно, Дзержинский, Котельники и Лыткарино.

В ходе реформы планируется почти вдвое сократить чиновничий аппарат и упорядочить ответственность местных чиновников за происходящее на их территории. Кроме того, слияние муниципалитетов позволит отрегулировать коммунальные тарифы, построить новые школы, поликлиники, детсады, что качественно улучшит жизнь людей.

Но если, скажем, жители Можайска и Можайского района не прочь объединиться, то жители Дзержинского категорически не согласны с идеей властей о слиянии их с Котельниками. У них на этот счет накопилось немало вопросов. В частности, почему в Котельниках с профицитным бюджетом уже сейчас наряду с жилой застройкой не заняться развитием социальной инфраструктуры? Казалось бы, деньги на это есть. И зачем, собственно, благополучному в этом отношении Дзержинскому, который, к слову, тоже не является дотационным, объединяться с Котельниками?

Жители Дзержинского всерьез опасаются, что после объединения городу придется решать проблемы «соседей» с худшей инфраструктурой, что жители Котельников, где явный дефицит детсадов, школ, поликлиник, станут приходить в их медицинские и образовательные учреждения, занимать их места. Да и проблема Котельников не решится, ведь возить ребенка в детский сад за тридевять земель — удовольствие ниже среднего. Более того, легко ли будет достучаться до «укрупненной власти», если уже сейчас она далеко не всегда слышит население? Словом, пока не совсем ясно, чем обернется грядущая реформа для местных жителей сливаемых населенных пунктов.

Эксперты тоже не могут дать четкую оценку происходящему. С одной стороны, по словам члена комиссии ОП РФ по муниципальному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светланы Разворотневой, где-то укрупнение необходимо. Причем «старый принцип шаговой доступности по определению границ муниципалитетов, безусловно, должен уйти в прошлое», уверена она.

«Принцип шаговой доступности сыграл плохую штуку, в частности, с муниципалитетами, потому что делили буквально по физическому принципу, не пытаясь проанализировать, есть ли источники жизни на этой территории, есть ли налоговая база. Были нарушены и сложившиеся экономические связи. Поэтому, если грядет перекраивание границ муниципальных образований Московской области, я надеюсь, что во главу угла будет положен принцип экономической дееспособности, чтобы это были экономические агломерации, у них были шансы для развития или, по крайней мере, для существования», - заметила собеседница агентства.

Ведь, по словам Разворотневой, если к нулю прибавить ноль — единицы, увы, не получится. Подтверждает этот расчет и практика укрупнения муниципалитетов по территориальному принципу в других регионах России, заметила она.

«Само по себе укрупнение выгодно только региональным властям, которым проще управлять двумя десятками объединений, чем двумя сотнями. Но если в основе реформы лежит только механическое сокращение ради удобства управления, то из этого ничего хорошего не выйдет», - подчеркнула член Общественной палаты.

При этом она скептически оценивает разговоры властей о том, что благодаря объединению в новообразованных городских округах начнет развиваться социальная и транспортная инфраструктура. «Откуда возьмутся средства? За счет экономии на зарплатах чиновников? Сомнительно, что экономия будет столь велика. Мне кажется, эти вещи не взаимосвязаны. Наличие школ и больниц зависит лишь от политической воли руководителей субъектов», - отметила она.

Словом, улучшение или ухудшение качества жизни местного населения в результате объединения муниципалитетов зависит от того, чем движимы чиновники, затеявшие такие перемены. «Территориальное объединение — это некое следствие тех задач, которые стоят перед территорией, надеюсь, экономических, а не политических. По сути, сначала нужно понять, как будем развивать территорию, что хотим получить, какие создать «точки роста», и только потом думать о том, с кем и кого объединять, и объединять ли», - уверена Разворотнева.

С ней согласен руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. «На самом деле, нет универсальных решений для тех проблем, которые накопились в Московской области. Подход к решению каждой должен быть индивидуальным. Да, есть территории, которые, наверное, для упрощения управления ими и для сокращения расходов на управленческий аппарат, можно объединять. Но есть и такие, в отношении которых делать этого категорически не стоит», - отметил собеседник агентства.

При решении этого вопроса нужно учитывать две вещи: отношение населения к объединению и экономическую (или любую другую) целесообразность, полагает эксперт. Причем далеко не всегда первое совпадает со вторым.

«Я противник любой кампанейщины и считаю, что проблемы нужно решать, рассматривая каждую под микроскопом. Любые реформы должны проводиться только тогда, когда другого выхода нет. Если же укрупнение - просто способ избавиться от кого-то, кто кому-то не нравится — и такое может быть — это не самое лучшее решение. Ведь проблемы населения никуда не исчезнут. С другой стороны, любая кампания предполагает наличие аргументов в поддержку принятых властью решений. То есть, условно говоря, нет худа без добра. Если речь идет о большой кампании по укрупнению, придется принимать решения, направленные на повышение одобряемости этих проектов. Население Московской области в этом случае в накладе не останется — какие-то «пряники» на них должны посыпаться. Какие-то бонусы, реальные преференции должны быть предъявлены властями», - уверен собеседник агентства.

Правда, пока руководство области с этим не спешит, потчуя обеспокоенных жителей Подмосковья перспективой абстрактных благ. В качестве залога успешной реформы сейчас они могут получить лишь авторитет губернатора. «С Воробьевым связаны очень серьезные надежды. Планка ожиданий стоит очень высоко, может, даже завышена. Губернатор может один раз использовать свой авторитет как последний аргумент, в том числе, в отношении объединения. При этом он просто обязан сделать все, чтобы ситуация не только не ухудшилась, но и улучшилась», - считает эксперт.

Именно с тем, что сейчас кредит доверия губернатору как никогда высок, Калачев связывает скоропалительность грядущих преобразований. К слову, завершить административную реформу планируется уже в 2014 - 2015 годах.

Сократить административный аппарат, повысить эффективность его работы и, соответственно, улучшить качество жизни в тех или иных районах можно было бы и без какого-либо объединения, признался собеседник агентства. «Для того, чтобы чиновники на местах работали более усердно, нужно ставить перед ними конкретные задачи, определять критерии эффективности. Укрупнение, наверное, вполне обоснованная вещь. Но для начала нужно понять, мы хотим сделать капитальный ремонт или косметический? Определиться с тем, чего хотим от городской и районной власти, объяснить им правила игры, сделать прозрачными критерии оценки, рассказать, что им грозит в случае несоответствия заявленным критериям. Как бывший муниципальный служащий, а я был вице-мэром Волгограда, скажу, что можно заставить систему работать и с реформами, и без них. Все зависит от наличия воли», - заключил эксперт.

Анна Семенец