Posted 3 января 2014,, 20:21

Published 3 января 2014,, 20:21

Modified 31 марта, 15:38

Updated 31 марта, 15:38

Беглянки Анатолия Сердюкова

3 января 2014, 20:21
Не все основные фигуранты дела о хищениях в Минобороны предстанут перед судом. Некоторые соратницы экс-главы военного ведомства, в том числе имеющие в материалах расследования статус подозреваемых, покинули Россию.

Далеко не все основные фигуранты дела о хищениях в Минобороны предстанут перед судом. Некоторые соратницы бывшего главы военного ведомства, в том числе имеющие в материалах расследования статус подозреваемых, покинули Россию и не доступны для СК РФ. Среди них экс-глава ОАО «Военторг» Марина Лопатина, которая, согласно показаниям свидетелей, была чуть ли не номером №2 (после Евгении Васильевой) в иерархии группировки предполагаемых расхитителей. Из РФ скрылась и бывшая советник министра обороны Татьяна Синилова, которая, как полагают, могла бы рассказать немало интересного по делу в отношении самого Сердюкова.

Марина Лопатина родилась в 1965 году, одно время работала в администрации Кировской области, потом стала депутатом местного законодательного собрания. Сложив полномочия парламентария, она занялась строительным бизнесом, а в 2010 году стала директором по строительству в ООО «Комплексные энергетические решения», которое расположено в Санкт-Петербурге. Примечательно, что летом 2012 года эта компания подписала крупный договор на поставку оборудования с ОАО «РЭУ» - «дочерней» структурой Минобороны России. К этому времени Марина Лопатина уже работала в системе военного ведомства.

В СМИ была информация, что в МО ее пригласила Евгения Васильева, с которой она якобы учились на юрфаке СпбГУ. Однако это не так. Лопатина окончила Кировский государственный педагогический институт, училась в Российской академии государственной службы при президенте РФ. По данным источника «Росбалта» в правоохранительных органах, протекцию в Минобороны ей составила не Евгения Васильева, а члены семьи Сердюкова, с которыми Лопатина была знакома по деятельности в Северной столице.

С 2011 года Лопатина успела побывать на руководящих постах в таких дочерних структурах военного ведомства, как ОАО «Возрождение» (вместе с другими фигурантами «дела «Оборонсервиса» Динарой Биляловой и Натальей Дыньковой), ОАО «Телекомпания «Звезда», ОАО «488 Военно-картографическая фабрика», ОАО «Издательский дом «Красная звезда», ОАО «Военторг» (последнее место работы Лопатиной)и т. д.

Примечательно, когда осенью 2012 года СК РФ начал расследование о хищениях в Минобороны, Лопатина формально сохранила свою должность. С поста и.о. гендиректора «Военторга» она была снята только в декабре 2012 года приказом нового министра обороны Сергея Шойгу. По словам источника агентства в правоохранительных органах, вначале следствие не придавало большого значения персоне Лопатиной. Однако уже в феврале 2013 года стало понятно, что она может быть причастна к аферам с имуществом «Воентогра» и хищениям при закупке продовольствия для нужд армии. Лопатина получила в деле статус подозреваемой.

А весь масштаб деятельности бывшего депутата, по словам собеседника «Росбалта», стал понятен после того, как со следствием стали сотрудничать ряд свидетелей и обвиняемых. В первую очередь Динара Билялова, которая одно время была сотрудником Департамента имущественных отношений Минобороны, возглавляемого Евгенией Васильевой. А потом Билялова стала директором ООО «Правовой центр» (бывшее ООО «Мира»), занимавшемся продажей недвижимости оборонного ведомства.

Из показаний свидетелей следует, что весной-летом 2012 года Лопатина отдавала поручения главным бухгалетарам ряда «дочек» Минобороны, например, ОАО «Красная звезда» и ОАО «Военторг», изготавливать задним числом агентские договоры с «Правовым центром», а также протоколы заседания совета директоров этих ОАО и опросные листы членов советов директоров. Примечательно, что подложные документы, изготовленные в 2012 году, датировались 2011 годом, когда председателем Совета директоров ОАО «Красная звезда» был лично Анатолий Сердюков. И на них были проставлены нужные подписи. Необходимо это все было для того, чтобы тем же задним числом заключить фиктивные агентские договора с ООО «Правовой центр» и перечислить этой фирме вознаграждение за продажу имущества Минобороны. На самом же деле ООО к реализации недвижимости отношения не имело. По версии следствия, помещения реализовывались без участия «Правового центра» и по заниженным ценам. Только с одной такой сделки «Красная Звезда» перечислила ООО вознаграждение в размере 50 млн рублей, что следствие расценило как хищение бюджетных средств.

Также, как выяснил СК РФ, Лопатина давала поручения и Биляловой (как руководителю «Правового центра») на составление фиктивных отчетов по сопровождению сделок, которыми фирма на самом деле не занималась.

Во время допроса у Сердюкова, как бывшего председателя совета директоров ОАО «Красная звезда», поинтересовались о том, как появились на свет «липовые» протоколы заседаний советов директоров, кто представлял документы ему на подпись. Однако экс-министр ответил, что ничего пояснить не может, так как не помнит. Но подтвердил, что на документах стоят подписи, «похожие» на его.

Когда следователи начали активно искать Лопатину, то выяснилось, что она покинула пределы России еще даже до того, как Шойгу подписал приказ о ее увольнении из «Военторга». СК РФ удалось только наложить арест на счета беглянки в ряде банков, а также изъять деньги и ценности из депозитариев, арендованных самой Лопатиной и ее дочкой. На повестки Лопатина не реагирует, в Россию возвращаться, судя по всему, не собирается.

Несколько дольше в РФ задержалась Татьяна Синилова. Она еще с начала 2000-х годов работала в Министерстве по налогам и сборам (потом было переименовано в ФНС РФ). Свою карьеру Синилова начинала с должности сотрудника департамента управления делами МНС, где отвечала за работу с VIP-гостями при организации различных приемов, банкетов, концертов и т. д. Судя по всему, с работой справлялась хорошо. Когда Сердюков стал главой ФНС РФ, то сделал Синилову своим советником. Эту же должность Татьяна получила и после того, как ее шеф стал министром обороны. По словам источника «Росбалта» в правоохранительных органах, в функциональные обязанности Синиловой среди прочего входило решать бытовые проблемы самого Сердюкова и членов его семьи. Поэтому не удивительно, что, когда, по версии следствия, зять Сердюкова решил построить коттеджный поселок и базу отдыха "Житное" на острове Школьный в Астраханской области, а министр обороны вызвался помочь родственнику за счет ресурсов военного ведомства, то следить за возведением «семейного гнезда» была отправлена Синилова.

В январе 2013 года ВСУ СК РФ возбудило дело по факту совершения преступлений, предусмотренных статьей 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) при строительных работах в районе острова Школьный Астраханской области. (Кстати, останься в деле эта статья УК РФ, Сердюков не попадал бы под амнистию, да и сроки давности у нее большие).

По версии СК РФ, Анатолий Сердюков, являясь министром обороны, в устной форме поручил подчиненным сотрудникам построить за счет бюджета министерства автомобильную дорогу от села Краса Икрянинского района Астраханской области до острова Школьный, на территории которого располагается некоммерческое партнерство "Житное" (так называемая "дача Сердюкова"). Свое распоряжение Сердюков мотивировал якобы желанием создать базу отдыха для нужд Минобороны. Кроме того, по распоряжению бывшего министра, также были проведены работы по обустройству территории "Житного". "Надо отметить, что работы по озеленению проводились бойцами-срочниками авиационной части, а автодорогу строил батальон железнодорожных войск, — отметили в Следственном комитете РФ. — То есть вместо службы и обучения военному делу одни солдаты занимались высаживанием тополей в астраханской степи, а другие — прокладкой не железнодорожных путей, а автодорог".

В итоге была построена дорога, которой могли пользоваться лишь владельцы и посетители объекта частной собственности "Житное". При этом каких-либо распорядительных документов, приказов или директив, которые обосновывали бы расходование бюджетных средств или устанавливали бы юридические права Минобороны на дорогу, не издавалось.

В результате этих действий бывшего министра обороны государству был причинен ущерб на сумму более 56 млн рублей. Сердюкову, впрочем, предъявили обвинения только по статье 293 УК РФ (халатность), по которой сроки давности истекли. К тому же экс-министр подпадает под амнистию.

В рамках этого дела летом 2013 года у Синиловой были проведены обыски, а саму ее допросили. Однако экс-советник Сердюкова успела только рассказать, как закупались отделочные материалы и мебель для «Житного», а потом доставлялась в Астраханскую область силами Минобороны. Более детальные показания у Синиловой следователи взять не смогли. Она покинула Россию и, по оперативным данным, сейчас находится в Израиле. На повестки бывший советник министра обороны не реагирует.

Стоит отметить, что и главная обвиняемая по делу о хищениях в военном ведомстве — Евгения Васильева, которая недавно призналась в наличии близких личных отношений с Сердюковым, - могла сейчас находится не под домашним арестом, а за границей. Как следует из материалов департамента военной контрразведки (ДВСК) ФСБ РФ, когда в сентябре 2012 года контрразведчики и Главная военная прокуратура передали в СК РФ материалы для возбуждения дела о хищениях в ОАО "Оборонсервис", Евгения Васильева, зная о проводимой проверке, вылетела за границу. Контрразведчики указывают, что там она имеет недвижимость, а в Германии у нее даже есть свой бизнес. Однако потом что-то заставило Васильеву вернуться в страну.

Александр Шварев