Москву ждет строительный бум

В городе разворачивается одна из крупнейших европейских строек. К вводу в текущем году планируются 3,2 млн кв. метров жилья, 13 км линий метрополитена, ряд новых станций, 80 км новых дорог.


© Фото Евгения Шабанова

В столице разворачивается одна из крупнейших европейских строек. К вводу в текущем году планируются 3,2 млн квадратных метров жилья, 13 километров линий метрополитена, ряд новых станций, 80 километров новых дорог. Реализуются крупные проекты по реконструкции промзон, строительству транспортно-пересадочных узлов и парковок, под которые, к слову, планируется приспособить бомбоубежища. Планами на 2014 год чиновники поделились на заседании коллегии по градостроительной политике и строительству.

Основная задача, которая стоит перед городскими властями в текущем году — завершить работу по Генплану с учетом присоединенных территорий. Как признался заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, большая часть пути пройдена. Однако утвердить документ планируется лишь в 2015 году. Дело в том, что предварительно его необходимо согласовать с соседями, федеральными ведомствами, а этот процесс может растянуться до года.

Однако новый транспортный каркас столицы с учетом присоединенных территорий столичные власти уже утвердили. Завершена работа над территориальными схемами ТиНАО, определены основные транспортные коридоры, целевые показатели развития. «На новых территориях планируется порядка 1,5 млн проживающих, 1 млн рабочих мест, 100 млн кв. м недвижимости, сотни километров новых транспортных магистралей и, конечно, огромный объем инженерных коммуникаций. Документ готов и находится сейчас на согласовании. Мы ставим задачу в первом полугодии текущего года его утвердить», - заметил Хуснуллин.

Как стало ясно из отчета чиновника, основной упор будет сделан на развитии транспортной сети. Так, в 2014 году власти ставят перед собой задачу ввести 13 километров линий метрополитена, 80 километров новых дорог, 18 инженерных сооружений - эстакад, переездов.

В целом, согласно программе развития московского транспортного узла до 2020 года, городские власти планируют ввести более 150 километров линий подземки, построить или реконструировать порядка 400 километров автомобильных дорог, 250 километров железнодорожных путей, создать 164 капитальных ТПУ. «Введя запланированные объемы метро и железных дорог, мы выйдем в мировые лидеры по строительству транспортной инфраструктуры среди мегаполисов», - подчеркнул чиновник.

Что касается ближайших перспектив, то уже до конца января в столице откроется движение поездов от станции "Парк Победы" до станции "Деловой центр", а также от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк». «Вопрос чисто технический - есть нормативные сроки, в течение которых построенные объекты должны проходить обкатку, чем мы сейчас и занимаемся", - уточнил чиновник.
При этом он заверил, что никаких проблем с вентиляцией, как сообщают некоторые СМИ, на станции "Деловой центр" нет.

Также среди задач на текущий год — пуск Сокольнической линии метро от станции «Юго-Западная» до «Саларьево» и формирование ТПУ в Саларьево.

Что касается строительства метро в Московской области, то здесь заммэра отметил следующее: «Теоретически, наверное, было бы неплохо построить метро в Мытищи. Но сегодня это не самая приоритетная задача. Строительство метро в Химки вообще вызывает большой вопрос, потому что если мы присоединим Химки к станции метро «Планерная», то мы эту ветку, как говорят метрополитеновцы, «положим» с точки зрения пассажиропотока. Кроме того, к 2015 году мы должны закончить четвертый железнодорожный путь от станции Крюково до центра города. Зачем нам строить еще и метро?»

При этом он добавил, что если коллеги из Московской области захотят строить на своей территории метрополитен и будут иметь на это необходимые ресурсы, столичные власти сделают все, чтобы дать возможность подключения к городской транспортной сети.

В прошлом году было принято еще одно очень важное решение по строительству первоочередного участка ЦКАД на территории ТиНАО. «Мы сейчас активно работаем по проектированию Калужского шоссе и наша задача увязать строительство ЦКАД и Калужского шоссе по срокам и единой транспортной связке», - заметил чиновник.

С некоторым опозданием город приступает к строительству транспортно-пересадочных узлов. Всего в столице запланировано строительство 42 ТПУ, а к работе приступили только в отношении четырех объектов. "Наша задача строительством ТПУ догнать строительство линий метрополитена и железной дороги. Это стратегическая задача, с которой мы пока не справились", - признался Хуснуллин.
В свою очередь мэр Москвы Сергей Собянин, выступая на заседании коллегии, отметил, что в текущем году планируется приступить к строительству ТПУ в том числе на Малом Кольце МЖД. "Иначе мы просто не успеем подготовить инфраструктуру к вводу нового транспортно-пересадочного контура", - подчеркнул он.

Грядущий запуск Малого кольца Московской железной дороги вынуждает город поторопиться с решением еще одного вопроса. Весь прошлый год власти активно занимались промзонами: приняты градостроительные решения почти на 13 млн квадратных метров недвижимости, на 4 млн квадратных метров уже выданы ГПЗУ и в отношении 1 млн квадратных метров ведется строительство. Ввод МК МЖД вдохнет жизнь в огромное количество ранее заброшенных промышленных территорий. Именно поэтому, по мнению градоначальника, необходимо вместе с инвесторами и владельцами территорий уже сейчас прорабатывать проекты комплексного развития промзон.

Озаботились власти и вопросом создания новых парковочных мест. Под эти цели, в частности,  планируется приспособить бомбоубежища. "На самом деле, концепцию бомбоубежищ следовало бы пересмотреть. Мы давно уже ни с кем не воюем, поэтому, безусловно, бомбоубежища нужно максимально использовать в мирных целях", - уверен Хуснуллин.
И, по его словам, столичному правительству это удается. "Мы по ряду проектов сегодня уже используем подземные пространства и как парковки, и как средства гражданской обороны", - подчеркнул заммэра.

Хуснуллин также обратил внимание, что развивая дорожную инфраструктуру, город занимается перекладкой инженерных коммуникаций. Только за прошедший год было переложено 1,1 тыс. км инженерных сетей, что, безусловно, скажется на их надежности.

Смелые планы у столичных властей и по вводу недвижимости. «Мы ставим задачу в текущем году ввести не менее 8,7 млн квадратных метров недвижимости, в том числе - 3,2 квадратных метра жилья», - сообщил чиновник. В этом отношении у города есть небольшой задел на будущее — только в прошлом году выдано разрешений на строительство 43 млн квадратных метров.

Определенные подвижки есть в отношении знаковых проектов, запланированных в столице. Так, чиновники уже приступили к разработке концепции территорий вдоль Москвы-реки. В следующем году этот документ планируется утвердить и приступить к работе.

Полным ходом идет работа над стадионом в Лужниках. "К работам, которые требуют не капитальной разборки, уже приступили. Закупили заграждения, начинают огораживать территорию по периметру, готовят проект инженерных коммуникаций. Подрядчики уже мобилизуют технику. Как только холода спадут, пойдет активная разборка непосредственно трибун, приступят к усилению стен", - отметил чиновник.

Что касается проекта реконструкции площади Тверской заставы, по словам Хуснуллина, он давно утвержден. Конкурс на его реализацию столичные власти откладывают в надежде найти инвестора для строительства парковки. "В связи с тем, что сейчас достаточно напряженно ведется строительство за счет бюджета, мы пытаемся найти инвестора на парковочную часть", - отметил чиновник.

Сейчас, по его словам, идут переговоры с предполагаемым партнером. Он просчитал экономические показатели и выставил ряд условий, при которых готов заняться реализацией проекта. Для того, чтобы обдумать это предложение, столичные власти отложили проведение конкурса.
"Если мы найдем 4 млрд рублей на реализацию проекта из внебюджетных источников, эти деньги мы сможем пустить на строительство дорог. Если же договориться с инвестором не удастся, мы проведем конкурс и будем строить за бюджетные средства", - заключил заммэра.

В отношении площади Павелецкого вокзала городские власти ждут решения международных судов. «Мы со своей стороны эти инвестконтракты прекратили. Через два-три месяца получим судебные решения и будем предпринимать дальнейшие шаги», - заметил Хуснуллин.

Также было принято решение подготовить единую концепцию благоустройства площади Белорусского вокзала.
Некоторые коррективы были внесены в проект благоустройства Московского зоопарка. «Мы решили не делать пожарный водовод, потому что на территории зоопарка достаточно много водных объектов, и в экстренных случаях их можно будет использовать для тушения пожара", - отметил чиновник. Пожарный водовод же обошелся бы городу в 200 млн рублей.
Также власти обещают построить в зоопарке новый мост, так как существующий переход с одной стороны на другую сегодня очень узкий и неудобный.
"Основные работы по благоустройству московского зоопарка планируется закончить к его юбилею», - добавил Хуснуллин.

По поручению президента РФ Владимира Путина столичные власти подготовили проект совмещенного типового здания школы-детского сада. В ближайшие дни документ будет направлен на экспертизу, а уже в апреле градостроители назовут конкретное место, выбранное под строительство.

«Если сложить все эти направления, станет ясно, что в Москве разворачивается одна из крупнейших европейских строек. Задач у нас много, но уверен, что с точки зрения управления процессом и потенциала у Москвы есть все необходимое, чтобы их выполнить», - заключил Сергей Собянин.

Анна Семенец