Posted 8 апреля 2014,, 13:47

Published 8 апреля 2014,, 13:47

Modified 30 января, 21:25

Updated 30 января, 21:25

Рунет: между вольницей и цензурой

8 апреля 2014, 13:47
Отечественная доменная зона отмечает 20-летие. Сегодня, по мнению экспертов, главными проблемами индустрии являются вопросы безопасности Интернета, а также права и свободы его пользователей.

20 лет назад в России был оформлен и зарегистрирован интернет-домен .RU. С тех пор отечественная доменная зона стала одной из самых быстроразвивающихся в мире. Сейчас она занимает 6-е место по количеству зарегистрированных доменных имен - почти 5 млн. В честь юбилея Рунета в Москве прошел пятый по счету Российский форум по управлению Интернетом, где эксперты индустрии и представители власти обсудили проблемы и преимущества российского сегмента Всемирной паутины в непростой период его истории.

Ключевыми проблемами, обозначенными участниками форума, стали вопросы безопасности Интернета, а также права и свободы интернет-пользователей. Как выяснилось, эксперты и представители контролирующих властных органов полностью солидарны лишь в одном: внимание государства к Интернету в России впервые за всю историю его развития сконцентрировано как никогда. По выражению замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина, ранее государство не трогало Сеть, учитывая ее «детский возраст». «Мы дождались совершеннолетия Интернета и только теперь стали относиться к нему как к взрослому», - отметил он. Однако мнения о том, принесет ли это внимание пользу или вред Рунету, расходятся.

«Сейчас очевидно, что Интернет для государства — это быстрорастущая отрасль экономики. Он превратился из сферы любителей и энтузиастов в сферу, где крутятся большие деньги, где создаются рабочие места», - отметил Алексей Волин. Следовательно, считает замминистра, задача государственных органов — обеспечить надежность и безопасность интернет-среды для развития бизнеса.

«То, что мы наблюдали в отношении банковской системы, заставляет задуматься над дополнительными условиями безопасности, в том числе, и в Интернете. Заставляет задуматься не только нас, но и другие страны", - сказал замминистра. Он подчеркнул, что эта система должна быть устойчивой к внешним воздействиям и защищена от недружественного управления извне.

"Одним из важнейших для нас направлений должна стать надежность и безопасность, потому что на интернет сегодня завязано такое количество сфер жизни и сфер хозяйствования, что любой, даже краткосрочный, сбой в системе по сути дела может привести к хозяйственному коллапсу", - отметил Волин.

Вице-президент компании «Ростелеком» Алексей Басов также считает, что развитие Интернета достигло той стадии, когда государство просто вынуждено вмешаться и выступить в роли регулятора. Однако при этом оно не должно злоупотреблять полномочиями, чтобы не мешать бизнесу, который уже достиг в Сети значительных высот. Он убежден, что подобный процесс происходил со всеми средствами информации и коммуникации — от газет до телевидения. «Все 20 лет государство фактически не регулировало Интернет. Это дало нам ощущение полной свободы, вольницы. Интернет дорос до тех масштабов, что не заняться им было бы просто преступно. Нужно выстроить в сети нормальную систему взаимоотношений», - сказал Басов.

Известный своей законодательной активностью по отношению к Сети заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров и вовсе уверен, что количество людей во власти, заинтересованных в урегулировании Интернета, в будущем только увеличится. И это, по его словам, естественный процесс. Экс-сенатор призвал представителей отрасли самим идти на диалог с государством, дабы избежать недопонимания.

В то же время эксперты и представители интернет-индустрии далеко не во всем поддерживают идеи и начинания органов власти. Так, по мнению заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Ивана Засурского, последние законодательные инициативы серьезно ущемляют права интернет-пользователей. (Имеются в виду, в частности, поправки в законопроект о противодействии терроризму, согласно которым провайдер будет обязан полгода хранить переписку и пошаговое описание действий пользователей в Сети, а также по требованию уведомлять об их деятельности правоохранительные органы).

«Когда мы рассматриваем вопросы регулирования интернет-законодательства в России, важно понимать контекст. Сейчас распространена идея «обрубить «интернет и ограничить все доменными зонами. Однако ни одно из последних законодательных действий не способствует тому, чтобы у нас развивался интернет-бизнес, чтобы мы выходили на внешние рынки», - отметил он.

Желание некоторых представителей власти «уподобить российский сегмент Всемирной паутины обособленному китайскому» Засурский подверг критике, отметив, что внутренний рынок Китая абсолютно самодостаточен, чего не скажешь о российском. «Людям иногда кажется, что здесь нужно кнопку нажать, там надавить и тут проволоку протянуть – и все будет хорошо. Но нет: каждый интернет-закон будет стимулировать интернет-бизнес вне России или подпольный интернет-бизнес внутри страны. Достаточно посмотреть на последние законодательные инициативы. Ресурсы теперь можно блокировать, и ничего для этого не нужно доказывать. А история с приватностью в Интернете хороша тем, что при размашистом понимании угроз можно любого человека «упаковать», если достать его переписку», - резюмировал эксперт.

К слову, и среди представителей регулятора нашлись люди, считающие излишним со стороны государства проявлять интерес к персональным данным интернет-пользователей.

По мнению заместителя директора департамента радиочастот и сетей Минкомсвязи Георгия Грицая, регуляторы ситуацией с приватностью в Интернете удовлетворены. «У нас есть операторы связи, которые предоставляют услуги абонентам и пользователям, так или иначе их идентифицируют. На мой взгляд, совершенно нет обязанности заниматься идентификацией конечному сервису, интернет-сайту. Перекладывать на сервис-провайдеров идентификацию физических лиц, вплоть до сбора паспортных данных - это нонсенс. Наша задача — найти разумный баланс между правом пользователей на анонимность, которое существует и должно быть признано, и необходимостью идентификации этого пользователя на каком-то этапе. А так, каждый пользователь в процессе взаимоотношений с технической системой уже идентифицирован», - сказал он.

В свою очередь Иван Засурский призвал вспомнить о базовых принципах прав человека. «Когда мы говорим об анонимности в Интернете, мы обсуждаем гарантии прав и свобод человека, который, может, никуда и не лезет, но что-то кому-то написал. Нужно внимательнее относиться к спорам специалистов и аргументации. То же самое в вопросе с цензурой.... Просто все забыли, что это такое, когда по всем каналам - «Лебединое озеро», - сказал он.

По подсчетам юриста правозащитной ассоциации «АГОРА» Дамира Гайнутдинова, с 2008 года, когда государство впервые проявило заинтересованность интернет-процессами, законодатели выдвинули более 150 проектов документов по урегулированию Сети. И ни в одном из них не упоминались гарантии права и пользователей, в частности - на получение и распространение информации, а также обмен контентом.

Во многом с ним солидарен председатель незарегистрированной «Пиратской партии России» Павел Рассудов. По его мнению, Интернет сегодня — это общественное благо, которым имеет право пользоваться каждый. Более того, доступ к информации встал на один уровень с базовыми психофизиологическими потребностями человека — уверяет он, упомянув, что через анонимность в Сети реализуется право на неприкосновенность частной жизни. Рассудов убежден: «Ценность анонимности не только в том, что мы можем создавать кучу профилей, но и можем безнаказанно распространять информацию, неприятную для преступников и недобросовестных чиновников».

А вот член Совета Федерации Александр Шепилов заметил, что не видит признаков цензуры и нарушения свобод в Рунете. «Национальный сегмент Рунета находится на 6 месте среди всех национальных доменов в мире. Я не понимаю, как такого можно было бы достичь, если все с правами пользователя так плохо, нет свободы и тотальная цензура», - подчеркнул сенатор. Он также добавил, что значительное внимание законодательных органов к Интернету «абсолютно нормально» и «так есть во всем мире». «То, с чем имеют дело законодатели, это те технические возможности, которые кардинально изменили мир. Мы должны к ним приспосабливаться, а фундаментальные права не менялись со времен прихода Интернета. Поэтому появляются противоречия», - пояснил Шепилов.

Однако Дамир Гайнутдинов считает, что не всегда властные органы сами соблюдают законы, поскольку Роскомнадзор и прокуратура порой отказываются предоставить администраторам сайтов информацию о том, какой именно контент послужил причиной блокировки. «У меня складывается ощущение, что люди, которые эти законы пишут, считают себя умнее нас. Они-то эти сайты читают, и ничего с ними не происходит», - недоумевает правозащитник.

В завершении выступления Дамир Гайнутдинов заявил, что нужно усовершенствовать законодательство таким образом, чтобы закрыть добросовестный сайт было также сложно, как и «Первый канал», и наоборот, открыть телеканал — также просто, как сайт. Этот аргумент сорвал овации зала и собравшихся экспертов.

Денис Гольдман