Posted 27 мая 2014,, 20:13

Published 27 мая 2014,, 20:13

Modified 31 марта, 13:24

Updated 31 марта, 13:24

Заложники войны

27 мая 2014, 20:13
В ходе спецоперации, которую проводят украинские войска против ополченцев, гибнут мирные жители. Власти не сочли нужным эвакуировать из зоны боев женщин с детьми, стариков, больных и даже сирот, находящихся на попечении государства.

В результате активизировавшейся спецоперации на Юго-Востоке Украины гибнут не только ополченцы, но и мирные граждане, среди которых женщины, дети. В сельской местности люди вынуждены прятаться от обстрелов в подвалах и погребах. В больницах не хватает лекарств, крови и перевязочных материалов. Однако наличие мирного населения в зоне боев во внимание не принимается. Со стороны ополченцев звучат призывы к эвакуации, правда, безопасность населения в этот момент никто гарантировать не берется, да и ехать людям зачастую некуда. А киевская власть про гражданское население, похоже, и вовсе забыла.

«Были большие надежды на то, что избранный президент Украины сможет остановить насильственные действия на Юго-Востоке страны и начать переговорный процесс с Донецкой и Луганской областями. К сожалению, эти надежды не оправдались, и вместо этого мы сейчас слышим жесткие заявления Порошенко усилить активность украинской национальной гвардии. Как я понимаю, он нацелен только на силовое решение проблемы. Усилились обстрелы территорий, транспортных узлов. Это повлекло большое количество пострадавших, убитых, среди которых немало мирных граждан, в том числе женщин, детей. Я считаю, что в данной ситуации нужно апеллировать к ООН о введении миротворческого контингента. Чтобы остановить массовое кровопролитие, нужна нейтральная сила, которая помогла бы остановить уничтожение целых регионов Украины», - отметил член президентского совета по правам человека Александр Брод.

Кроме того, по словам правозащитника, таким организациям, как Международный Комитет Красного Креста, и иным гуманитарным миссиям стоило бы подумать о вывозе детей, пожилых людей с этих территорий.

«Эти шаги нужно обсуждать в срочном порядке, созывая совет безопасности ООН. Сейчас прошли выборы в Европарламент, который также должен этим вопросом озаботиться», - уверен Брод.

Что касается России, по мнению правозащитника, руководству страны необходимо обратиться к главам приграничных субъектов: Брянской, Белгородской, Воронежской, Ростовской областей, куда хлынут потоки беженцев с Юго-Востока Украины, с тем, чтобы они создали условия для их приема.

«Бежавших из мест вооруженных конфликтов и сейчас там немало. Нужно этих людей принимать, оказывать медицинскую помощь, расселять каким-то образом, предоставлять временную работу, то есть, необходима мобилизация приграничных регионов в плане приема и адаптации вынужденных переселенцев с территории Юго-Востока Украины», - отметил правозащитник.

Однако, по словам собеседника агентства, в ходе приема членами СПЧ граждан Украины, которые сейчас находятся в российской столице, выяснилось, что никаких мер в этом отношении не предпринимается. «В Москве беременная женщина из Донецкой области не может получить квалифицированную медицинскую помощь, потому что нет ни полиса, ни средств на платную медицину. В приграничных регионах России этими гражданами, похоже, тоже никто не интересуется», - посетовал Брод.

А люди продолжают пытаться покинуть зону боевых действий, рассказал замглавы Координационного штаба помощи населению Украины Георгий Федоров. По его словам, семьи не могут оставаться в своих домах из-за боевых действий в регионе. Так, только в последние дни с просьбой переселить их в Россию обратились 26 семей из Донецкой области обратились . "Они даже в мечетях прятались во время боев. Они просят организовать вывоз женщин и детей за границу, в Россию. Также несколько семей мы смогли перекинуть из регионов, где идут боевые действия, в Крым", – сообщил он.

Между тем в Сети появилась информация о попытках эвакуации детского дома и двух интернатов, расположенных в Луганской области. Всего порядка 100 человек и персонал детских учреждений, чьи жизни ежедневно подвергаются реальной угрозе. Однако окончательно этот вопрос пока не решен, признался активист фонда «Гуманитарный мир», оказывающего содействие в эвакуации, Александр Связин. Теоретически все понимают, что оставаться зоне боевых действий детям небезопасно, но на практике решить вопрос с эвакуацией крайне трудно, заметил он. Куда везти детей? Как им легально пересечь границу (ведь дети воспитываются без родителей и находятся на попечении государства)? А главное - смогут ли они невредимыми проехать по территории, где ежедневно ведутся обстрелы?

Здесь возникает еще один, вполне справедливый вопрос: почему киевские власти до сих пор не эвакуировали детей-сирот, Как могли оставить их в зоне вооруженного конфликта.

Связин также отметил, что фонд уже направил обращение российскому детскому омбудсмену Павлу Астахову с просьбой оказать содействие в эвакуации, и, возможно, временно разместить ребят в детских лагерях на территории России. Кроме того, активисты направили официальные обращения в МВД и Минобороны Украины с просьбой содействовать созданию гуманитарного коридора для обмена пленными, погибшими. Правда, ответа пока нет.

В свою очередь представитель Славянского содружества Луганщины Григорий Ливинский подчеркнул, что в ситуации боевых действий необходимо открыть в том числе гуманитарный коридор для беспрепятственной передачи медицинских препаратов, которых в настоящий момент катастрофически не хватает.

О необходимости подобных мер говорят и российские благотворители. «Мы направляем гуманитарную помощь Юго-Востоку Украины уже в третий раз. Там идет самая настоящая война, поэтому требуются, в первую очередь, лекарства, перевязочные материалы», - отметила глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка.

Особенно свою деятельность по сбору помощи фонд не афиширует, дабы не привлекать излишнего внимания. Справедливости ради стоит заметить, что фонд помогает всем, кто в этом нуждается, вне зависимости от того, по какую сторону баррикад эти люди находятся.

Кроме того, помощь оказывается учреждениям для детей-сирот. В сложившейся ситуации ребята недоедают и нуждаются в дополнительном питании.

«Основная проблема заключается в транспортировке, поскольку в юго-восточной части Украины идут боевые действия и многие пути перекрыты. Когда мы доставляли помощь в первый раз, я лично заплатила штраф за перевес — груз весил более 100 кг, и платить пришлось за каждый лишний, причем, как в аэропорту Украины, так и здесь, в Шереметьево. В Украине груз пропускать не хотели, а там были очень важные препараты, такие как противостолбнячная и противогангренозная сыворотка, срок хранения которых вне холодильника составляет всего два часа. Промедление могло привести к тому, что лекарства отправились бы на помойку. Тогда я просто села там и заплакала от отчаяния. Только после этого лекарства согласились пропустить и доставить в медицинские учреждения», - рассказала глава фонда.

По словам Елизаветы Глинки, сейчас фонд ведет переговоры по созданию так называемых гуманитарных коридоров, которые дадут возможность беспрепятственно вывозить детей, пожилых людей из тех точек, где ведутся боевые действия. Причем, по ее словам, коридоры нужно создавать как в Россию, например, в Крым, так и в Украину, в Киев. Ведь это не скот, а люди, и они сами должны решать, куда им ехать, где жить.

Кроме того, нужно создать гуманитарные коридоры для беспрепятственного ввоза медикаментов, лекарственных препаратов, которые в условиях боевых действий крайне необходимы, подчеркнула собеседница агентства.

С кем ведутся переговоры Елизавета Глинка назвать отказалась. «Я готова договариваться с кем угодно, лишь бы это было сделано. В сложившейся ситуации эти меры относятся к разряду экстренных. Будем надеяться, что нам удастся все организовать», - подчеркнула она.

Анна Семенец