Столичный новострой: от Москвы до Лиссабона

По количеству масштабных строек, развернувшихся на ее территории, столица находится на десятом месте среди 30 крупнейших мегаполисов мира, опережая Пекин, Шанхай и Нью-Йорк. И сокращать темпы не планируется.


© Фото Дарьи Мироновой

По количеству масштабных строек, развернувшихся на территории города, столица находится на десятом месте среди 30 крупнейших мегаполисов мира, опережая Пекин, Шанхай и Нью-Йорк. Если весь новострой, введенный в Первопрестольной за полгода, выстроить в единую цепочку, она могла бы дотянуться до Лиссабона или Новосибирска. И сокращать темпы строительства в ближайшие несколько лет не планируется, заявил журналистам заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Только за первое полугодие 2014 года в столице введено около четырех миллионов квадратных метров недвижимости, что на 17% больше прошлогодних показателей. При этом, почти на треть выросло количество вводимого жилья. Сюда же, по мнению Хуснуллина, следует отнести и апартаменты, которых за указанный период в городе прибавилось на 200 тысяч квадратных метров.

«Апартаменты нужно с жильем уравнивать, единственное, - нужно определиться с коэффициентом обеспеченности социальной инфраструктурой. Ведь есть апартаменты, куда люди, действительно, приезжают на 2-3 месяца поработать, и им не нужна социальная инфраструктура. Есть и другие, где люди проживают постоянно. Там нужно принимать во внимание потребности в обеспеченности детсадами, школами, учреждениями здравоохранения», - отметил чиновник.

По словам Хуснуллина, именно столичные чиновники выступили инициаторами принятия соответствующих нормативов по апартаментам на федеральном уровне с тем, чтобы люди понимали, что они покупают и чем будут обеспечены. Он обратил внимание на растущую роль инвесторов: в этом году за счет внебюджетных источников введено на 16% больше недвижимости, чем в прошлом. В целом же доля недвижимости, построенной в городе по инвестиционным проектам, составляет 93% от общего ввода, и только 7% объектов возведено за счет городского бюджета, заметил Хуснуллин.

«Согласно рейтингу Pricewaterhause, по количеству масштабных строек среди 30 мегаполисов мира Москва находится на десятом месте. По этому показателю мы опережаем сегодня и Пекин, и Шанхай, и Нью-Йорк, и еще целый ряд крупных мегаполисов», - подчеркнул чиновник.

По его словам, сейчас на учете столичного Стройкомплекса находится 11 миллионов квадратных метров недвижимости, которые потенциально могут быть построены в текущем и следующем годах. «Из них до конца года будет построено не менее 8,7 миллионов», - уверен заммэра.

Среди недвижимости, уже введенной в первом полугодии текущего года, 142 жилых объекта, 12 административно-деловых центра, девять многофункциональных центров, 30 объектов торговли и услуг, а также 12 производственных объектов. «В прошлом году на эту дату было введено всего два промышленных объекта», - подчеркнул заммэра.

Также с начала года были введены две гостиницы, десять дошкольных учреждений, 33 школы, четыре объекта здравоохранения и еще четыре — спортивных, а также 16 тыс. машиномест.

По словам Хуснуллина, с начала года утверждены документы на строительство еще 23 миллионов квадратных метров недвижимости. «Это дает возможность с уверенностью говорить, что в ближайшие годы темпы строительства в Москве снижаться не будут», - подчеркнул чиновник.

Набирает обороты строительство транспортной инфраструктуры. Только метрополитен на сегодняшний день строится на 350 площадках. «Если за 2011-2013 годы мы сдали 26 километров, 12 станций и три депо метрополитена, то в ближайшие три года планируется построить 62 километров, 33 станции и девять депо. Всю основу для того, чтобы сдать за следующую трехлетку в 2,5 раза больше, мы сегодня заложили: разработали проектную документацию, подготовили земельные участки. В текущем году планируется сдать порядка восьми километров линий метрополитена, пять станций и два депо», - отметил глава столичного Стройкомплекса.

В частности, до конца года чиновники рассчитывают завершить продление Сокольнической линии от станции метро «Юго-Западная» до станции «Саларьево», где будет организован крупнейший в столице транспортно-пересадочный узел.

«Финансироваться проект будет полностью за счет инвестора. Речь идет о строительстве транспортно-пересадочного узла общей площадью до 500 тысяч квадратных метров. На этой территории предполагается создать около 7 тысяч машиномест. Это будет самое крупное ТПУ — половину заявленной площади будут занимать машиноместа», - отметил Хуснуллин.

Здесь планируется организовать перехватывающий паркинг для тех, кто движется по Киевскому шоссе в сторону центра. Этот проект инвесторы обещают реализовать к концу следующего года.

Что касается метро в Котельниках, заммэра заявил, что в отношении объекта пока не решены имущественно-земельные вопросы. «С точки зрения технологии строительства никаких проблем нет — мы четко понимаем, что ввести метро физически возможно, фактически завершены работы по тоннелю и станции. Однако до принятия необходимых решений станцию открывать не будем», - заключил он.

По строительству метро в Коммунарке столичные власти заключили меморандум с компанией из Китая. «В настоящее время мы совместно определяем технические условия и просчитываем стоимость строительства, которая, по предварительным подсчетам, составляет около двух миллиардов долларов», - заметил глава Стройкомплекса.

Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос развития территории вокруг строящихся линий метрополитена. «Это порядка двух миллионов квадратных метров недвижимости. Объем инвестиций по проекту составляет около шести миллиардов рублей. Даже по мировым масштабам это крупная сделка, которая требует времени. Но думаю, до конца года мы определимся, по какой схеме будем работать», - заверил чиновник.

Более 35% объема построенной недвижимости вводится на новой территории. Столичные власти фактически завершили разработку территориальной схемы строительства и до конца года планируют вынести ее на утверждение.

Между тем, уже на следующей неделе в «новой Москве» откроется офисный парк «Хоум Сити», где будет создано до 30 тыс. рабочих мест. Причем, треть из них планируется открыть уже в этом году, отметил чиновник. «По сути, это будет город в городе, с офисными помещениями, местами для проживания, парком и даже детскими садами на 400 тысячах квадратных метров», - заявил заммэра. Сейчас с инвестором ведутся переговоры с тем, чтобы он взял на себя и благоустройство прилегающего парка.

Наряду с масштабным строительством в городе продолжается работа по оптимизации стоимости работ. Так, с начала года, благодаря проектной экспертизе удалось снизить стоимость строительства объектов недвижимости на 22 млрд рублей или 16% от заявленной стоимости. При этом более 8% от стоимости работ удалось сэкономить на торгах. «В целом за последние три года нам удалось снизить стоимость строительства на 25-30%. В частности, почти 200 миллиарда рублей удалось сэкономить за счет проведения экспертизы проектно-сметной документации, и еще 52 миллиарда рублей — за счет проведения торгов. За эти деньги можно построить около 60 километров линий метро или тысячу детских садов», - отметил Хуснуллин. По его словам, за счет этих средств программа развития транспортной инфраструктуры увеличилась в разы, при этом программа развития социальной сферы не уменьшилась.

Также глава столичного Стройкомплекса напомнил, что в сентябре сдается стадион «Спартак», с опережением идет реконструкция стадиона «Лужники». На выходе измененные проекты стадионов «Динамо» и «ЦСКА». По завершении этих работ столица окажется на первых позициях по обеспеченности стадионами мирового уровня.

Анна Семенец