Московское образование: от реформ к стабилизации

В новом учебном году столичные власти обещают расширить сеть предуниверсариев, открыть инженерные классы при колледжах и создать центр мониторинга качества образования.

В новом учебном году столичные власти обещают расширить сеть предуниверсариев, открыть инженерные классы при колледжах и создать центр мониторинга качества образования, где школьники смогут проверить свои знания в любой период обучения. Однако какие-либо масштабные перемены системе образования в этом году не грозят. Чиновники решили дать школам передышку, и вместо очередных нововведений обещают им период стабилизации.

Московские власти расширяют систему профильного и предпрофильного обучения. Так, в новом учебном году в столице откроется 70 кадетских классов, а уже в следующем чиновники обещают начать прием школьников с "умными руками" в инженерные классы на базе колледжей.

"Разрешение департамента открыть предпрофильные (восьмые и девятые) и профильные (десятые и одиннадцатые) классы получат лишь те колледжи, которые докажут способность реализовывать программы углубленного изучения современных технологий. Прием будет осуществляться по результатам диагностики способностей кандидатов", - сообщил руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина. По его мнению, в колледжах больше возможностей для реализации программ технического профиля.

Первым воплощать в жизнь идею создания инженерных классов будет Строительный университет на Проспекте Мира. Правда, созданы они будут не на его базе, а при школах СВАО, которые получат уникальную возможность использовать в процессе обучения ресурс вуза.

Кроме того, по словам главы образовательного ведомства, сейчас ведутся переговоры с высшими учебными заведениями по созданию новых предуниверсариев (выпускных классов, в которых обучать профильным предметам станут педагоги не школ, а вузов).

Однако с решением этого вопроса чиновники не спешат. "В новом учебном году мы расширяем сеть на базе тех вузов, в которых предуниверсарии уже есть. Кроме того, думаю, до конца года мы дадим согласие еще пяти вузам на создание профильных классов", - отметил Калина.

Руководитель департамента признался, что желающих подключиться к эксперименту много, но согласие чиновники дают неохотно. "Мы хотим, чтобы предуниверсарии открывались при ведущих вузах страны. Те университеты, которые идут на это из-за недостатка абитуриентов, нам не интересны. Проблема не в отсутствии желающих, а в том, чтобы не ошибиться в выборе вузов, которым мы даем согласие.", - подчеркнул он.

При этом Калина заметил, что раньше 2015 года новые предуниверсарии не появятся. Чиновник напомнил, что при поступлении в предуниверсарий вуз имеет право провести диагностику, собеседование, контрольную работу, чтобы определить, стоит ли человеку тратить следующие два года на обучение по этому профилю. Однако ничего, кроме школьной программы за девять классов, спрашивать со школьников не будут, заверил он.

"Мы обратились в Рособрнадзор с просьбой разрешить Москве создать центр круглогодичного мониторинга качества образования, где можно будет проверить свои знания в течение всего года, а не только на ЕГЭ, как это происходит сейчас", - заявил глава ведомства. По его словам, подобные центры уже действуют в четырех субъектах РФ.

Разрешение контролирующего органа получено, и, возможно, уже в следующем учебном году центр начнет свою работу. При этом глава профильного ведомства отметил, что никаких масштабных перемен системе образования в новом учебном году не грозит - все они произошли в прошлом, и теперь требуют "усадки".

Так, подходит к завершению процесс объединения школ и детских садов в многопрофильные образовательные комплексы с солидными техническими, финансовыми, человеческими возможностями. Первыми финишировали образовательные учреждения СЗАО и Зеленограда. Вскоре к ним обещают присоединиться и остальные округа.

Всего в новый учебный год, по словам главы столичного департамента образования Исаака Калины, вступит порядка 800 школ. При этом чиновник признался, что эффект от объединения школ пока не слишком ощутим. "Ни ЕГЭ, ни другие способы диагностики качества образования сейчас не могут дать объективных результатов, ведь сегодняшние выпускники большую часть времени проучились в обычных, "маленьких" школах", - пояснил он, добавив, что как и любые другие организационно-структурные преобразования в системе, слияние школ даст результаты не раньше, чем через 8-12 лет.

Определенные перемены произошли и в части финансирования. Столичные власти учли специфику системы образования, и вместо того, чтобы выделять школам деньги на календарный год, решили обеспечивать сразу на весь учебный. Это, по мнению руководителя профильного ведомства, позволит школам эффективнее планировать свои расходы.

Кроме того, столичные школы перешли на пятидневку, а в выходные школьников и их родителей занимают "Университетские субботы", "Профессиональная среда, "Урок в Москве", а также московская метопредметная олимпиада "Не прервется связь поколений".

"Московские школы активно осваивают город как образовательное пространство. Это невозможно без введения эффективного учебного плана", - заметил Калина.
И поскольку все основные решения в сфере образования уже приняты, по словам главы ведомства, новый учебный год станет для школ "эпохой стабилизации".

Анна Семенец