Промзоны заменят районами

Правительством города разработана концепция законопроекта, который позволит на федеральном уровне урегулировать вопросы реорганизации промзон при наличии нескольких собственников.

Программа реорганизации промзон реализуется в столице не первый год. Инвесторы активно застраивают производственные территории жильем и социальными объектами, модернизируют действующие предприятия, создавая тем самым высокотехнологичные рабочие места в шаговой доступности. Единственным препоном на пути к появению в городе современных и полностью самодостаточных микрорайонов до сей поры было наличие десятков собственников на одной территории, с которыми подчас не так-то легко договориться. Но, кажется, городские власти нашли решение проблемы. Правительством города разработана концепция законопроекта, который позволит на федеральном уровне урегулировать вопросы реорганизации промзон при наличии нескольких собственников.

Промзоны занимают почти 17% территории города в его прежних границах. Это большой потенциал для развития, отметил глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин.

«Приоритетами является создание высокотехнологичных рабочих мест, обеспечивающих занятость горожан, значительный вклад в рост внутреннего регионального продукта, и создание комфортной и безопасной городской среды на производственных территориях со всей необходимой социальной и транспортной инфраструктурой, в том числе компенсирующей ее дефицит в прилегающих районах», - заметил Левкин. Такая реорганизация позволит реально создать на депрессивных территориях новые самодостаточные городские районы, убежден он.

Только с начала года инвесторами было введено 74 объекта общей площадью 1,6 млн кв.м, что почти вдвое больше, чем в прошлом году.

«В настоящее время в разработке находится около 30 проектов реорганизации промзон. Основной из задач городских властей при планировании является не вытеснение производств за границы МКАДа, а именно сохранение и создание на базе действующих предприятий высокотехнологичных рабочих мест с высокой добавленной стоимостью», - отметил чиновник.

Таким образом, производства в границах города предполагается сохранить с одним лишь условием: никаких дымящих труб и вредных выбросов.

«Производство - важная налоговая база Москвы: налог с продукции, налог на прибыль, единый социальный налог. Между тем, оно должны быть встроены в среду, в которой находится. С каждым предприятием нужно работать индивидуально, как в свое время это произошло с Капотней, в модернизацию которой вложили немалые средства», - подчеркнул глава ведомства.

Вероятно, в процессе реорганизации какие-то не слишком рентабильные заводы будут закрыты либо выведены за черту города, однако здесь все будет зависеть от решения самого собственника, уточнил Левкин.

При этом он подчеркнул, что ни один проект планировки не будет принят, если он не учитывает потребностей населения в социальных объектах и транспортной инфраструктуре.

«Преобразовывая производственные территории, мы не хотим плодить проблемы, которые возникли в городе 10-20 лет назад, когда застраивались спальные, производственные районы. Мы планируем создавать районы, самодостаточные во всех отношениях», - отметил чиновник.

В числе приоритетных проектов он назвал промзоны «Нагатинский затон», «Соколиная гора», «Серп и молот», а также активно развивающийся ЗИЛ. По первым двум проекты планировки уже утверждены, что касается «Серпа и молота», сейчас инвестор занимается разработкой документации. Завершить эту работу планируется в начале следующего года.

Согласно намеченному плану, в «Нагатинском затоне» планируется построить порядка 230 тыс. кв.м жилой недвижимости. Помимо этого инвестор обязуется возвести детский сад на 220 мест, школу на 550 мест, образовательный центр на 500 мест, ФОК на 2 тыс. кв.м, гостиницу на 280 мест и два многоэтажных гаража.

«Инвестор просто не сможет реализовать проект, если не построит социальную инфраструктуру», - отметил глава ведомства.

«Помимо нужд самого микрорайона, мы также смотрим, чего недостает городу на близлежащих территориях, где нет площадей для застройки, и стараемся заложить необходимые объекты в проект», - заключил он.

Среди знаковых проектов, реализуемых в городе, чиновник также выделил строительство микрорайона в Царицыно - промзона Ленина, расположенная на территории бывшего хлебокомбината, микрорайон Кусково - на территории промзоны Перово.

«Все проекты сбалансированы с точки зрения жилья, социальной инфраструктуры. Так, в Царицыно возведено больше полумиллиона кв. м жилья, построена большая ярусная парковка на полторы тысячи мест, введено два детских сада и ведется строительство еще одного. В ближайшей перспективе здесь появится школа и поликлиника. Кроме того, планируется строительство дополнительных дорог в районе Липецкой улицы, что позволит улучшить транспортную ситуацию», - заметил глава ведомства.

Москвичи резонно задаются вопросом, насколько безопасно жить на территории бывшей промзоны. Глава ведомства заверил горожан, что в этом смысле все предосторожности соблюдены. После утверждения проекта планировки, при закладке фундамента специалисты-геологи проверяют землю на наличие радона, и только убедившись, что все в порядке, выписывают соответствующий документ и дают зеленый свет на работы. Кроме того, обязательную проверку в лабораториях проходят и сами строительные материалы. В частности, бетон проверяется на наличие аммиака и радиоактивность, поскольку щебень с карьера может идти с превышением нормы.

«Аккредитованные эксперты несут персональную ответственность вплоть до уголовной, если что-то упустили. А принимает объекты, наряду с городскими чиновниками, Роспотребнадзор», - заключил он. Таким образом, бояться москвичам нечего. По крайней мере, в части безопасности.

Гораздо большую опасность для реализации проектов представляют скачки валюты, которые несколько пошатнули уверенно стоящих на ногах инвесторов. «Сейчас никаких инструментов поддержки я не предложу, но мы озадачены этим вопросом. На очередном заседании клуба инвесторов участники эту тему поднимали. Мы согласны, что в условиях тяжелейшей кредитной ситуации нужно помогать им реализовывать свои проекты», - заметил Левкин.

По-прежнему, заметно тормозит программу реорганизации промзон и наличие на производственных территориях нескольких собственников. Так, по словам главы ведомства, на 100 га порой приходится 50 и более собственников. Один свое здание сдает, получает определенную прибыль, и ни в какой модернизации не заинтересован, в то время как другой считает, что преобразования необходимы, и готов развиваться.

«Лучшее, что в этой ситуации может произойти: появляется мощный девелопер, который аккумулирует всех собственников через взаимные договоренности или выкуп, и начинает реорганизацию промзоны, как один участник. Но это единичные случаи. Другой вариант, когда ГПЗУ выдаются точечно, каждому правообладателю в отдельности. В результате реорганизация затрагивает лишь 10 га из ста. Построить магистральную улицу, возвести социальные объекты на территории в этом случае невозможно», - отметил Левкин.

По инициативе клуба инвесторов московские власти подготовили концепцию законопроекта, который позволит урегулировать вопросы реорганизации в таких случаях на федеральном уровне. По словам чиновника, департамент градостроительной политики работал над документом совместно с Минстроем.

«Пока он рассматривается внутри экспертного сообщества», - заявил глава ведомства, отказавшись комментировать детали.

Анна Семенец