Posted 6 января 2015,, 21:11

Published 6 января 2015,, 21:11

Modified 31 января, 02:01

Updated 31 января, 02:01

Москва: кризису вопреки

6 января 2015, 21:11
Прекращать развитие мегаполиса мэрия не намерена. Строительные краны по-прежнему будут работать, новые дороги и развязки открываться, вагоны и автобусы — выходить на маршруты, культурные и творческие проекты - находить себе дорогу.

Несмотря на кризисные веяния последнего времнни, московские власти смотрят в будущее с оптимизмом. Прекращать или даже приостанавливать развитие мегаполиса столичная мэрия не намерена. У города достаточно денег для реализации всех намеченных проектов, так что строительные краны по-прежнему будут при деле, невзирая на все неровности в работе отечественной экономики.

Москва должна сохранить все основные направления развития, которые определила несколько лет назад и по которым активно работала. С таким заявлением мэр Москвы Сергей Собянин появился на трибуне IV Московского урбанистического форума — центрального события в области архитектуры, градостроительства, экономики и стратегического планирования.

Город по-прежнему намерен держать курс на развитие высокотехнологичных производств, IT, интернета. «В течение четырех лет мы работали над созданием современных технопарков, где новые компании могли бы найти все необходимое для организации производства. Сегодня в них трудится 360 профильных компаний, более 5 тыс. специалистов», - отметил глава города.

Следующим этапом развития промышленности должно стать создание полноценных индустриальных парков для крупных инновационных компаний и инжиниринговых центров отечественных и зарубежных корпораций. При этом задачи свернуть традиционные производства, которые составляют основу столичной экономики, перед городом не стоит. «Мы лишь за то, чтобы они стали более современными и экологичными», - добавил Собянин.

На прежнем уровне обещают оставить и темпы строительства. Ежегодно столица вводит по 8 млн кв. м - много больше, чем другие мегаполисы, за исключением китайских. Москва избавилась от имиджа супер дорогого города - благодаря активной стройке здесь можно найти площадки любых форматов за разумные деньги.

«Как это не парадоксально звучит, текущее сокращение спроса на офисную недвижимость под влиянием негативной экономической конъюнктуры мы рассматриваем как позитивный тренд. Снижение цен на офисы дополнительно оздоровит рынок недвижимости и уберет оставшуюся спекулятивную пену. На следующем этапе развития адекватные цены на недвижимость позволят привлечь в Москву больше компаний», - подчеркнул Собянин.

Столичные власти намерены продолжить стройку. Один только проект «новой» Москвы позволит в ближайшие 20 лет возвести современный город с населением 1,5 млн человек и создать там около млн рабочих мест. «Общий объем ввода недвижимости оценивается в 100 млн кв.м, и это не абстрактные планы. В «новой» Москве уже идет реальная стройка. В этом году мы выйдем на объемы строительства в 3-5 млн кв.м. И это при том, что мы всеми силами сдерживаем строительство, чтобы создать необходимую инфраструктуру, разработать схемы территориального планирования. Новая застройка не должна походить на спальные районы «старой» Москвы. Это должна быть комплексная застройка, которая включает жилье, рабочие места, социальную и транспортную инфраструктуру», - подчеркнул глава города.

Основными площадками для развития выбраны столичные промзоны. Уже сегодня здесь вводится почти четверть от общего объема строящейся в городе недвижимости. Это не только жилье, но рабочие места, офисы, транспортная инфраструктура.

Подходят к завершающей стадии работы на МКЖД, которая до сих пор она обслуживала только промзоны, расположенные в срединной части Москвы. Теперь это будет пассажирская транспортная артерия, которая, по сути, еще одним — наземным — кольцом метрополитена. Кроме того, вокруг МКЖД сосредоточено основное количество промзон, которые будут активно развиваться после запуска движения.

Идет стройка на северной площадке промзоны ЗИЛ, где создается новый район на два млн кв. м. Первый крупный объект — спорткомплекс с ледовыми аренами, бассейнами и гостиницами будет закончен уже в следующем году. «Сейчас мы готовим предложения по реорганизации южной части ЗИЛа», - отметил Собянин. По предварительным подсчетам, речь идет еще об 1 млн кв. м недвижимости: общественно-деловой и жилой.

В Нагатинской пойме, рядом с ЗИЛом, подрядчик приступает к строительству детского парка развлечений. В Нижних Мневниках, на территории, которая большей частью превратилась в свалку мусора, инвесторами будет предложено построить новый район с жильем, парками, спортивными сооружениями и парламентским центром для размещения Госдумы и Совета Федерации. Преобразиться и пространство вдоль Москвы-реки. Столичные власти уже выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии столицы, и готовы взяться за составление технического задания на ее реализацию.

Но самым сложным градоначальник назвал проект изменения транспортной стратегии. «Сегодня в стадии строительства находятся около 100 км новых линий метрополитена. Москва вышла на рекордные темпы строительства развязок, дорог - около 80 км в год. А в 2015 году в эту сферу впервые придет частный инвестор, который возьмется за строительство Северного дублера Кутузовского проспекта», - отметил он.

Строительство переездов через железнодорожные пути, создание транспортно-пересадочных узлов, обновление парка — все это создаст более гибкую и надежную транспортную систему.

«Нередко можно услышать: «В стране кризис - какие дороги, какое метро, какое благоустройство? Давайте все это остановим, заморозим и забудем». Я считаю, это было бы самой большой ошибкой. Развитие инфраструктуры — лучший рецепт от любого кризиса. Взять то же благоустройство: это не просто зеленые парки и хорошие газоны, это важная составляющая качества жизни, способная повысить шансы столицы в конкуренции с другими городами мира за человеческий потенциал. Комфортный город, хорошая транспортная инфраструктура - залог стабильного развития, стабильной экономики мегаполиса», - подчеркнул градоначальник.

И, стоит признать, столица немало преуспела в этом за последние годы. В рейтинге PwC «Семь ведущих городов мира: от Москвы до Сан-Паулу» Первопрестольная занимает второе место, уступив столице Китая. Из достижений — успехи в области демографии, здравоохранение, но плюсы здесь — не главное, убежден партнер PwC Хазем Галяль. По его словам, подобные рейтинги, это возможность для управленцев посмотреть на город со стороны, увидеть, в чем они ошиблись, где недотягивают. В частности, Первопрестольная пока стоит на третьем месте по количеству отелей. А между тем, к Чемпионату мира — 2018 неплохо было бы этот показатель подтянуть, считает Галяль. Есть над чем поработать мэрии и в части стоимости транспортных услуг, и в части вредных выбросов в атмосферу и переработки мусора.

Среди положительных моментов эксперт также выделил озеленение, доступ к Wi-Fi, проекты по сокращению количества автомобилей в городе. Однако в рейтинге результаты этих инициатив пока не видны, заметил он.

Но главное достижения Москвы, по мнению представителя PwC, в том, что она перестала сравнивать себя с другими, копировать, и начала учиться у них. «Сейчас в мире идет спор за таланты, инвестиции, туристов, и любой город должен быть активным, продолжать улучшать себя. И главное здесь — не цифры, а действия, которые предпринимают чиновники для улучшения положения», - отметил Галяль, подчеркнув, что в тех условиях, в которых оказалась Москва сегодня, у нее есть стимул обратиться за инвестициями к Азии.

Действительно, Москву сегодня трудно назвать тихой гаванью, которой не коснулось влияние западных санкций и скачка курса валют. «Негативные тенденции распространяются и на город: московский бизнес сталкивается с ростом стоимости кредита, а рост темпов инфляции бьет по москвичам также, как по жителям других регионов страны. Но не думаю, что нынешняя негативная тенденция способна изменить или серьезно затормозить развитие. У города достаточно ресурсов, чтобы продолжить реализацию намеченных грамм. И главный актив — целеустремленные москвичи, которые не раз доказывали свое умение не падать духом даже в самые сложные времена.», - подчеркнул градоначальник.

Так что строительные краны в Москве по-прежнему будут работать, новые дороги и развязки открываться, новые вагоны и автобусы — выходить на маршруты города, новые культурные и творческие проекты - находить себе дорогу.

Идея правительства Москвы заключается в том, чтобы использовать негативные тенденции рецессии по принципу айкидо, то есть превратить их в один из драйверов, поддерживающих приоритеты развития города, а не корректирующий эти приоритеты. «Нехватка ресурсов подвигает нас к серьезной работе по экономии и максимально эффективному вложению средств. За последние годы мы на четверть уменьшили стоимость основных московских строек, создали систему контроля за ценообразованием и проведением торгов. Таким образом, дефицит бюджета, который есть у Москвы, практически полностью покрывается за счет экономии на госзаказе. С другой стороны, развитие инфраструктуры обеспечивает привлечение частного капитала. Это помогает экономике города не останавливаться, не проваливаться в те ямки, которые возникают вследствие неровностей работы экономики. Мы не должны шарахаться в развитии по той конъюнктуре, которая складывается. Мы выбрали линию и должны по ней двигаться», - заключил Собянин.

Анна Семенец