Posted 25 января 2016,, 19:55

Published 25 января 2016,, 19:55

Modified 31 января, 08:49

Updated 31 января, 08:49

СКР отрабатывает «турецкий след» в «делах Политковской и Хлебникова»

25 января 2016, 19:55
Осужденный за убийство обозревателя «Новой газеты» уже два месяца находится в ШИЗО колонии

Сергей Хаджикурбанов, который был осужден за убийство Анны Политковской, уже два месяца находится в штрафном изоляторе колонии. В связи с этим в ближайшее время он намерен объявить голодовку. Знакомые Хаджикурбанова связывают давление на него в исправительном учреждении, с активизацией расследования другого дела, где Хаджикурбанов является фигурантом, – об убийстве главреда русской версии Forbes Пола Хлебникова.

Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, 20-летний срок Сергей Хаджикурбанов отбывает в Мордовии - в исправительной колонии № 5 (для бывших сотрудников правоохранительных органов). Вплоть до осени 2015 года никаких нареканий со стороны администрации ИК к нему не было, а потом ситуация неожиданно изменилась. «В ноябре Хаджикурбанова поместили в штрафной изолятор, и с тех пор оттуда не выпускают, вынося одно за другим все новые взыскания. Причем ничего серьезного он не совершал. В перечне нарушений: не поздоровался с представителем колонии, спал стоя и т.д. То есть - просто придираются, - озвучил свою версию собеседник агентства. - Неофициально в ИК-5 говорят, что его «прессуют» по распоряжению из Москвы, поскольку в скором времени оперативники хотят с ним побеседовать о «заказчиках» убийств Политковской и Хлебникова. А происходящее - своеобразная подготовка, чтобы Хаджикурбанов был сговорчивее».

Адвокат Хаджикурбанова Алексей Михальчик подтвердил «Росбалту» сведения о длительном нахождении его доверителя в штрафном изоляторе. «С Сергеем уже встречались, он заявил, что в знак протеста против происходящего с ним в колонии намерен объявить голодовку, - сообщил защитник агентству. - Я не исключаю, что отправка его в изолятор на длительное время может быть связана с интересом к Сергею со стороны оперативных сотрудников по ряду уголовных дел, расследуемых СКР. К тому же суд обязал Хаджикурбанова выплатить семье потерпевшей крупный штраф, а как он будет это делать, если все время находится в изоляторе и не может работать в колонии?».

Дела о расстреле Хлебникова и Политковской находились в производстве следователя СКР Петроса Гарибяна, однако осенью 2015 года он ушел на пенсию. Материалы были переданы другим следователям, которые сейчас активно их изучают. Причин для активизации расследований об убийствах Хлебникова и Политковской несколько. Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, бывший сотрудник ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков (организовывал слежку за этими журналистами) дал показания о том, что «заказ» на оба преступления пришел от лидера «лазанской» преступной группировки Хож-Ахмеда Нухаева, причем переговоры с ним проходили на территории Турции. Помимо преступной и политической деятельности (Нухаев одно время был представителем непризнанной Ичкерии за рубежом), он еще активно занимался нефтяным и строительным бизнесом. Серьезные финансовые интересы у Нухаева есть в Турции, где Хож-Ахмед, по оперативным данным, и скрывается от следствия. В связи с ухудшившимися отношениями между двумя странами сейчас самое время по новой отработать «турецкий след» в «делах Политковской и Хлебникова».

Также, как уже сообщал «Росбалт», у оперативников есть информация, что в 2015 году в Чечню вернулся Казбек Дукузов – обвиняемый в исполнении убийства Пола Хлебникова. Задержать его в этой республике гораздо проще, чем в ОАЭ, где Дукузов пребывал последние годы. При определенных усилиях в руках следователей может оказаться основной фигурант по громкому делу.

Напомним, согласно показаниям Павлюченкова, весной 2004 года на чеченского «авторитета» Лом-Али Гайтукаева (осужден за убийство Анны Политковской) вышел лидер «лазанской» преступной группировки Хож-Ахмед Нухаев (Хан) с предложением организовать убийство Пола Хлебникова. Гайтукаев несколько раз встретился с Ханом в Турции, а потом подключил к работе Сергея Хаджикурбанова, находившегося в это время под подпиской о невыезде за должностные преступления. За Хлебниковым было установлено наблюдение. Для этих целей Хаджикурбанов, по версии следствия, привлек тогда еще действующих сотрудников ГУВД Москвы. Позже эти же милиционеры следили за Анной Политковской, когда готовилось ее убийство.

Вместе с подчиненными Павлюченкова Хлебникова «вел» и сам Хаджикурбанов. В один момент он заявил, что больше не нуждается в услугах милиционеров. По данным СК РФ, дальше для слежки за Хлебниковым были привлечены братья Магомед и Казбек Дукузовы и их знакомые. Примечательно, что Хаджикурбанов так и не расплатился с Павлюченковым и его коллегами за выполненную работу.

Сведения о том, что Гайтукаев и Нухаев обсуждали в Турции «заказ на Хлебникова» подтвердил еще один свидетель. Это бывший боевик, который проживал в Турции и был близок к Нухаеву. Сейчас он отбывает в России наказание за бытовое преступление. Данный свидетель заявил, что организацией убийства Хлебникова Нухаев занимался не для себя, а по просьбе третьих лиц. По его словам, Хож-Ахмед Нухаев являлся посредником, который передавал распоряжения об убийстве Хлебникова от проживающих за границей заказчиков своим людям, находившимся в Москве. В первую очередь — Гайтукаеву.

Юрий Вершов