Posted 20 апреля 2016,, 11:46

Published 20 апреля 2016,, 11:46

Modified 31 марта, 03:36

Updated 31 марта, 03:36

Дороги «упорядочат» в платные

20 апреля 2016, 11:46
Законопроект кабмина, позволяющий региональным и муниципальным властям назначать плату за проезд по любой автотрассе, расколол экспертов.

Правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект «Об организации дорожного движения в РФ». Документ в числе прочего предусматривает разрешение региональным и муниципальным властям на ввод платного проезда «в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения». Этот пункт вызвал резкий протест — не только среди сообществ автомобилистов, но и в самой нижней палате парламента. Однако существует мнение, что обсуждаемый законопроект — формальность, которая лишь позволит законодательно закрепить действующие правила игры относительно платных парковок и некоторых трасс. «Росбалт» выслушал комментарии обеих сторон.

Согласно одному из пунктов документа, «временное ограничение или прекращение движения транспортных средств», которое может «устанавливаться посредством взимания платы за движение по дорогам», станет одним из инструментов региональных и муниципальных властей в борьбе за разгрузку автотрафика и эффективную организацию дорожного движения. Плата за проезд, гласит текст законопроекта, должна быть соотнесена с категориями и типами транспортных средств, их «экологическим классом», а также количеством пассажиров. «Участники дорожного движения должны быть проинформированы о введении временного ограничения или прекращения движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения не позднее чем за тридцать дней до их введения», — говорится в документе.

Внесение правительством документа на рассмотрение Госдумы породило там жаркие дебаты и категоричные заявления. В частности, Вячеслав Лысаков, который совмещает должность депутата с постом главы общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», заверил, что инициатива совета министров непременно будет скорректирована в нижней палате парламента. «Это возможный тотальный платный проезд по всем регионам в нарушение конституционных норм в едином экономическом территориальном пространстве, свободном передвижении товаров и услуг, которые в таких условиях свободной быть не может. У нас и так есть сезонные региональные ограничения по грузовым транспортным средствам», — заявил Лысаков в интервью РСН.

«Это освобождает чиновников от их прямых обязанностей обеспечивать транспортную доступность, которая прописана в Конституции РФ. Можно ограничительными мерами закрыть вопрос и не думать о развитии транспортной инфраструктуры, пропускной способности и так далее», — поддержал коллегу первый зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

Многие общественные организации также выразили опасение, что меры, предусмотренные в законопроекте, развяжут руки местным властям и создадут почву для злоупотребления полномочиями. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов сообщил «Росбалту» о намерении «написать каждому депутату Госдумы письмо» с напоминанием о том, к каким последствиям может привести одобрение документа в парламенте. По его мнению, законопроект и вовсе угрожает территориальной целостности страны. «Дело недолгое — поставить шлагбаумы по всему периметру области. А это будет по сути аналог границы», — аргументирует Шкуматов, добавляя, что ситуация с автодорожной инфраструтуктурой в России такова, что «во многих случаях есть только одна дорога и больше никакой». «Это может привести к катастрофическим последствиям не только для частного автотранспорта и движения личных автомобилей, но и, в первую очередь, для грузоперевозок и предприятий», — убежден координатор «Синих ведерок».

В свою очередь председатель Федерации автмобилистов России (ФАР) Сергей Канаев призывает тщательно разобраться в ситуации и указывает на отсутствие пояснений со стороны авторов законопроекта. «Если делать эту систему, то нужно не выдергивать из контекста международного опыта и говорить: «Вот, смотрите, что у них и какая проблема у нас». Нам долго говорили, что проблему пробок мы решим с платными парковками. Как видим, особо ее и не решили. Мы привили людям культуру парковки, решили проблему парковки в крупных городах, но проблема трафика как была, так и остается», — полагает он.

В ФАР планируют в ближайшее время направить обращение к главе правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Игорю Шувалову, чтобы подтвердить или опровергнуть свои опасения относительно законодательной инициативы.

Между тем, убежден директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, законопроект кабмина призван лишь закрепить правовой статус имеющейся системы инструментов организации дорожного движения. Специалист считает все опасения депутатов и общественников беспочвенными, проводя аналогию с платными парковками.

«В 2013 году впервые организовали платную парковку — много ли городов на это решились? Сейчас только города-миллионники идут, — поясняет он. — Так вот, платный въезд или доступ по отношению к платной парковке — примерно как первый курс университета по отношению к начальной школе. Выучиться надо. Законодатель это разрешил, но каждый проект платного въезда на любой пятачок территории — это сложнейший вопрос как с точки зрения инженерно-экономической, так и социально-политической. Мне трудно себе представить, что администрация какого-нибудь города просто с кондачка поставит шлагбаум. Это серьезнейшая проектная работа, в ходе которой еще на уровне предпроекта выясняется, нужно не нужно, как это сделать разумным образом».

По словам профессора, подобная законодательная унификация существовала еще в СССР, а в России она должна была быть оформлена еще 25 лет назад. «Впервые делается попытка серьезная, законодательная установить правовой статус важнейшей государственной услуги, которая касается нас всех, — организации дорожного движения. Эта услуга имела статус ничьей бабушки. Вот сейчас правительство после долгих дискуссий узаконивает, чьи это полномочия, какие мандаты каких органов власти в этой отрасли есть, какие полномочия», — резюмирует эксперт.

«Из всего этого огромного текста один абзац стал предметом обсуждения — в общем, довольно смешно», — добавляет он.

Главным критерием оценки правильности перекрытия автодорог, согласно законопроекту, служит эффективность организации дорожного движения, напоминает глава Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. Нарушение критерия, рассуждает он, будет очевидным и повлечет незамедлительную реакцию соответствующих органов и общественности. «В некоторых странах либо запрещен, либо требует оплаты проезд грузовых фур днем. Это реальность. И также по некоторым муниципальным дорогам проезд платный для всех грузовых автомобилей — это тоже реальность», — говорит Солдунов. — Не секрет, что дороги у нас бывают федерального и местного значения. Ремонт этих дорог идет из разных бюджетов. Поэтому есть дороги, которые приходится постоянно ремонтировать из-за большого потока машин, а сейчас ограничения вводятся только весной — на период просушки этих дорог. Но, допустим, при оформлении платного пропуска проезд возможен постоянно. Проект — это, по сути, начало введения общих правил».

Денис Гольдман