Posted 16 мая 2016,, 15:35

Published 16 мая 2016,, 15:35

Modified 31 марта, 03:20

Updated 31 марта, 03:20

Кровавая битва на могилах

16 мая 2016, 15:35
Субботнее побоище на Хованском кладбище Москвы напомнило о проблемах похоронной отрасли, которые тревожили экспертов еще несколько лет назад.

Подробную картину потрясшего столицу инцидента правоохранители восстановили оперативно, опросив более ста человек. Помогло в этом и стечение обстоятельств: в момент начала масштабной драки с перестрелкой на крупнейшем кладбище, расположенном в Новомосковском округе, оказалось много посетителей. Некоторые из них стали невольными жертвами криминальных разборок.

Примерно в 12:30 на площади возле местного храма разгорелся конфликт между двумя группами молодых людей. Послышалась стрельба. На эти звуки к обеим сторонам подтянулось «подкрепление», вооруженное арматурой, палками, железными прутьями, ножами и топорами. Большинство участников потасовки, судя по описанию очевидцев, были выходцами из Средней Азии, если точнее — из Таджикистана. При этом противоборстующая им сторона преимущественно имела кавказскую внешность. Спустя считанные минуты после начала потасовки к пистолетным выстрелам добавились карабинные, чуть позже прогремели автоматные очереди.

Разъяренная толпа сносила все на своем пути. Среди пострадавших — молодой мужчина-посетитель цветочного магазина, 63-летний пенсионер, а также охранник кладбища. Он помогал посетителям эвакуироваться и получил тяжелое огнестрельное ранение в грудь. Всего в столичных больницах находятся порядка тридцати пострадавших. Погибли в результате инцидента трое: один — предположительно, нелегальный трудовой мигрант, — от выстрела, еще двоих человек преступники переехали машиной, пытаясь пробиться за пределы территории кладбища.

Развернувшуюся бойню сумели прервать лишь вошедшие недавно в состав Росгвардии бойцы ОМОНа, которые прибыли на место, судя по сообщениям прессы, спустя примерно час после первых выстрелов. До их появления патрульная полиция пыталась утихомирить присутствующих, однако этих усилий было явно недостаточно. Всего в спецоперации было задействовано около 300 правоохранителей, тогда как количество участников перестрелки разнится. По разным оценкам, на пике конфликта их было от двухсот до пятисот.

По горячим следам сыщики выследили и задержали 112 человек, в числе которых — сотрудник патрульно-постовой службы, а также предполагаемые убийцы. Как выяснилось, более 40 из них — иностранцы, находящиеся в России незаконно. В ближайшее время будет решен вопрос об их депортации. Масштабный поиск виновных до сих пор продолжается. Организатором столкновения, по данным правоохранителей, был 42-летний житель Астраханской области Лечий Яхьяев.

В качестве основной версии побоища на Хованском кладбище следствием рассматривается финансовый мотив. Официальный представитель СК Владимир Маркин заявил, что информация о совершении преступлений на национальной почве не подтвердилась. Директор кладбища Юрий Чабуев был уволен с занимаемой должности на следующий день после инцидента. Вопрос о его аресте, как и еще 14 фигурантов дела, решит Пресненский суд столицы.

С финансовой подоплекой Хованского побоища согласны эксперты и общественники. «Основная причина вот этого всего на Хованском кладбище - экономическая, — полагает глава сообщества «Синие Ведерки» Петр Шкуматов. — Так получилось, что у меня все мои родственники похоронены именно там. Каждый раз при визите туда возникает проблема не просто завышенных цен, а цен, которые просто абсолютно космические! Если ты не хочешь сам убирать сорняки с участка — плати таджикам 2 тыс. за песок и 3 тыс. за работу. Если хочешь, чтобы тебе перекопали участок (напоминаю, что это 2×2 метра), то минимум — 2 тыс. за 5 минут работы». По мнению Шкуматова, руководство кладбища ничего не делало для того, чтобы прейскурант на услуги и сами услуги стали официальными. Он считает, что неудобная » схема заказа официальных услуг и дичайшие наценки на все это бросают людей в объятия стаек таджиков и узбеков, которые контролируют территорию.

«На моей памяти соседи привезли рабочего, чтобы он помог прибраться на могиле, так его пытались избить местные — за то, что у них хлеб отбирает. Поэтому рано или поздно столкновение на Хованском должно было произойти. Это попытка установить контроль за теневыми потоками огромных денежных средств, черного нала. И рецидивы этой истории будут проявляться в дальнейшем, и никакая полиция с Нацгвардией не смогут это предотвратить. Невозможно же ставить блок-посты на кладбище, это нонсенс», — рассуждает Шкуматов. Он уверен, что нужно «уволить всех причастных к попытке начала «крышевания» рабочих, и выстроить систему, когда кладбища, хотя бы в Москве, будут предоставлять услуги по содержанию могил официально, в белую, с оплатой через Интернет, с оплатой налогов и без вот этого позора, который копился много лет, как гной в чирье, который вчера лопнул».

По мнению председателя профсоюза похоронных организаций Антона Авдеева, «ужасная бойня с жертвами на Хованском кладбище — это одно из звеньев длинной цепочки событий, разрушающих всю старую систему похоронного обслуживания, сформировавшуюся как «нелегальный бизнес» еще с позднесоветского времени, прошедший как постепенно «легализуемый бизнес» в 1990-2000 гг., и подходящий как «бизнес» к своему концу».

В том, что именно от администрации зависит вовлеченность того или иного кладбища в теневой бизнес, уверен глава комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков.

«Проблема еще с советских времен. Она и в девяностые, и в нулевые существовала. Пора наводить там порядок. Но основная проблема лежит в администрации. Я вас уверяю, ничего не будет происходить того, чего не хочет администрация», — сказал он в интервью «Росбалту».

Общественник также отметил, что обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить хозяйственно-экономическую деятельность всех столичных кладбищ. Столичное управление МВД уже занялось соответствующей работой.

Кроме того, субботние события накануне обсудили по телефону главы МВД Таджикистана и России. Главы ведомств обсудили вопросы совместного сотрудничества в процессе следствия по делу. Кроме того, в оперативно-следственную группу, устанавливающую факты преступления, были включены сотрудники спецслужб Таджикистана. «В ходе телефонного разговора стороны достигли соглашения, что до задержания преступников двусторонние сотрудничества в этом направлении будут продолжаться», — отмечается в сообщении на сайте МВД Таджикистана.

Однако ограничиваться одной столицей — неверно, убежден сопредседатель Союза потребителей РФ Владимир Слепак. По его словам, для предотвращения подобных случаев необходимо провести масштабную реформу отрасли, включающую в себя проверку всех сфер похоронного бизнеса, а также обновление профильных законодательных норм.

«Те, кто знает, что такое ритуальный бизнес, поймут, если я скажу, что надо проверить не только кладбища, но и все морги, в которых сегодня тоже серьезные злоупотребления, все крематории и трупохранилища, то есть всю сферу ритуального бизнеса», — пояснил он, добавив, что направил соответствующее обращение генпрокурору РФ Юрию Чайке.

Три года назад Владимир Слепак участвовал в специальном заседании ОП, посвященном кризису в похоронной отрасли. Тогда эксперты сошлись во мнении: выдавить криминал из бизнеса можно только изменением правил игры. «В 2003 году взяли и отменили лицензирование. На рынок ринулись фирмы-однодневки, проходимцы, мошенники, которые сразу заполнили эту нишу. Хованская бойня — это явно и очевидно объявленная война государству за передел государственной сферы, деликатной, значимой сферы», — подчеркнул он.

Денис Гольдман