Posted 25 мая 2016,, 13:21

Published 25 мая 2016,, 13:21

Modified 31 марта, 03:13

Updated 31 марта, 03:13

Неожиданный обмен помилованиями

25 мая 2016, 13:21
Что выиграет Россия от освобождения Надежды Савченко, а также как ее возвращение скажется на раскладе политических сил на Украине, рассуждают эксперты двух стран.

Взаимная выдача украинской летчицы Надежды Савченко, признанной в РФ виновной по делу об убийстве журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина, и россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, осужденных на Украине за террористическую деятельность, хоть и обсуждалась давно, но в определенной степени стала неожиданной.

Как предполагается, окончательной договоренности удалось достигнуть в ходе телефонных переговоров с участием лидеров Германии, Франции, России и Украины, которые прошли в ночь на 24 мая. С утра 25 мая ленты информагентств заполнили новости об обмене. Сначала — осторожные, потом вполне конкретные: самолет с Савченко вылетел из Ростова-на-Дону в Киев, а самолет с россиянами — из Киева в Москву. Позже выяснилось, что все главные действующие лица масштабной драмы помилованы.

О том, кто выиграет от «обмена», а также сможет ли он оказать влияние на масштабные политические процессы, рассуждают опрошенные «Росбалтом» российские и украинские политологи.

Как полагает украинский политолог Андрей Миселюк, от непрямого обмена Савченко на Ерофеева и Александрова выигрывают обе стороны. Для Украины фигура осужденной летчицы во многом символична, тогда как руководству России в ситуации со своими гражданами, участвовавшими в боевых действиях в Донбассе, необходимо показать принцип: «русские на войне своих не бросают».

«Это говорит о разных ценностях, — рассуждает Миселюк. — Украине важно получить назад Савченко, которая является символом борьбы с „российской агрессией“ на Донбассе, а для России важно забрать своих людей, которые попали в плен, и показать другим, что если с ними что-то подобное случится, родина их не оставит».

Степень влияния Надежды Савченко на украинский политический процесс будет зависеть от взаимоотношений с лидером партии «Батькивщина» Юлией Тимошенко. Именно она во время предвыборной кампании в Верховную Раду осенью 2014 года предложила включить Савченко в партийный список под первым номером. Эксперт констатирует: экс-премьер Украины активно использует фигуру своей коллеги по партии в политической борьбе против президента и постарается усилить давление после ее освобождения. Однако помешать ее попыткам может решительность и принципиальность Савченко.

«Савченко — непревзойденный деятель в роли деструктивной оппозиции, она очень сильная, мощная как личность и человек, — поясняет политолог. — Она способна выстраивать свою линию и вести свою игру. Если она займет свою линию, это будет гораздо сложнее, чем вариация, когда Юлии Тимошенко удастся вписать ее в свои схемы и начать по полной использовать в своей политической борьбе против президента Порошенко и правительства Гройсмана».

При этом Петру Порошенко было важно провести обмен именно 25 мая, поскольку в этот день исполняется два года его президентству, считает директор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара. Глава государства, как и многие украинские политики, оказывается в выигрыше и зарабатывает дополнительные «очки», подчеркивает эксперт.

«Порошенко скажет: „Вот видите, я же привез Надежду Савченко, я молодец“, — и будет ей пытаться доказать, что благодаря ему она на свободе, поэтому „будь любезна обо мне как о мертвом — либо хорошо, либо ничего“. Но у Надежды Савченко очень специфический психотип. Она ощущает себя Жаной ДʼАрк, и для нее нет никаких полутонов. После ее возвращения на Украину на ее фоне, абсолютной героини, все остальные политики будут казаться какими-то пигмеями», — предполагает Окара.

Он прогнозирует, что для российского руководства решение по обмену в конечном итоге также окажется выигрышным, поскольку поспособствует ослаблению давления Запада: «Для Путина это очень эффективный шаг, потому что все западные политики скажут ему: „молодец“, и давление на Россию в этом аспекте, наверное, уменьшится».

В свою очередь политолог Дмитрий Орешкин полагает, что в ситуации вокруг Савченко российская сторона изначально была в проигрыше и никаких имиджевых дивидендов из ее обмена она не извлечет. «Когда брали Савченко, рабочая гипотеза заключалась в том, что поймаем деваху, расколем ее, напугаем, она согласится подписать и рассказать всякие ужасы про „укрофашистов“, про то, какие ей задания давали, и это будет или заложник, которого можно будет на кого-то выменять, или удобный повод для информационной кампании по дискредитации Украины. А в результате получилось наоборот: весь мир встал на дыбы, и вместо пиаровского актива госпожа Савченко превратилась для России в пассив, от которого надо избавляться», — комментирует эксперт.

По его мнению, про Александрова и Ерофеева на официальном уровне постараются забыть как можно раньше. «Савченко не то чтобы на них меняют, это неравноценный обмен. От Савченко избавляются. Это как горячая картошка в руках, которую надо куда-то скинуть», — заключает Орешкин.

Схожей позиции о том, что власти России после освобождения Савченко не получат особых дивидендов, придерживается украинский политолог Олеся Яхно. В то же время она убеждена, что не стоит преувеличивать потенциальную роль Савченко на украинской политической арене. «Украинская политика очень многофакторная, она никогда полностью не зависит от одного фактора. Прежде всего, она зависит от конфигураций и умения достигать компромисса между разными центрами. Есть разные партии, есть президент, премьер-министр, Верховная Рада, общество, и умение находить какой-то оптимальный вариант является важной составляющей украинской политики», — поясняет эксперт.

Денис Гольдман