Мэр Москвы о переменах и компромиссах

На «Урбан-форуме» Сергей Собянин рассказал, как удается обеспечивать превращение столичного мегаполиса в современный и комфортный для проживания европейский город.


© Пресс-служба мэра и правительства Москвы, mos.ru

В столице — этом огромном мегаполисе — живут люди из разных социальных и возрастных групп, и у каждой из них свой взгляд на развитие событий, диаметрально противоположные интересы. Учесть все и достигнуть компромиссов в каждом проекте — главная задача, заявил мэр Москвы Сергей Собянин, выступая на Московском урбанистическом форуме. Он подчеркнул, что на первых порах москвичи нередко сопротивляются переменам, но только до тех пор, пока не увидят результат.

«Пять лет назад, когда мы говорили о наших планах, мало кто в них верил. Все считали, что это политические заявления, за которыми ничего не стоит, потому что изменить огромный мегаполис, который движется во вполне понятном направлении, ежедневно наполняется машинами, стройками, фактически невозможно. Тем более, сделать его комфортным для проживания, таким, какими являются европейские города. Тем не менее, мы год за годом последовательно решаем эту задачу», — заявил Собянин.

По его словам, от точечных решений мэрия перешла к комплексной программе, на которой сосредоточены финансовые, организационные, управленческие ресурсы.
Приоритетом по-прежнему остается решение транспортной проблемы, которое включает строительство дорог, развязок, развитие метрополитена, пригородного железнодорожного сообщения, наземного транспорта, регулирование движения, создание интеллектуальной транспортной системы. «Если раньше транспортные проблемы всегда стояли для москвичей на первом месте, то сегодня, согласно опросам, на четвертом-пятом», — заметил градоначальник.

Он подчеркнул: ни одного простого решения транспортной проблемы сегодня не существует. «Необходимо одновременно заниматься строительством дорог, метро, платными парковками. Таким образом, с одной стороны, улучшать движение машин, с другой — развивать общественный транспорт, с третьей — сделать понятным выбор для автомобилистов, что им выгодней: общественный транспорт или автомобиль. По тем трендам, которые мы видим, все больше и больше москвичей выбирают общественный транспорт», — подметил мэр Москвы. Так, уже сегодня, по словам Собянина, в центр Москвы стало въезжать почти на четверть машин меньше, чем раньше. «Это означает, что он стал доступнее для общественного транспорта, такси. Если помните, пять лет назад такси желтого цвета в столице практически не было. Сегодня вы можете с одной точки увидеть одновременно несколько таких машин», — добавил он.

Второе направление, которое обозначил градоначальник, это создание качественной социальной инфраструктуры: образование, здравоохранение, привлечение современных технологий в эту сферу, организационные, финансовые преобразования.

«Это очень сложный и многогранный процесс. Сегодня можно сказать, что Москва точно находится на первом месте, она лучшая в сфере образования, медицинских технологий в нашей стране. Теперь, конечно, стоит задача выйти на мировой уровень», — подчеркнул Собянин.
Третья задача — создание комфортной среды в городе. «Вы видите, какие работы сейчас проводятся в центре. Но на самом деле, наиболее масштабные работы идут не здесь. Мы начинали со дворов, парков, скверов. Это были тысячи объектов по всей Москве, и, в большей степени, именно на периферии. Наша задача — создать комфортную среду везде, не только в центре. Причем, это понятие предполагает не только внешнее благоустройство, но и комплексную застройку, чтобы люди могли работать, получать услуги, отдыхать там, где они живут», — отметил глава города.

«Есть генеральный план развития Москвы, мы его периодически уточняем. Но, можно сказать, все точные планы, которые рисовались каких-нибудь 15 лет назад, морально устарели. Сейчас мы стараемся создать план на 20-30 лет вперед, но, я уверен, что уже через пять лет его вновь придется переделывать. Настолько большая динамика развития, настолько быстро развиваются технологии, что мгновенно устаревают старые представления о развитии городов. Поэтому я считаю, что главное — не Генплан, а именно комплексные программы развития тех или иных направлений», — заметил градоначальник.

Главная проблема в реализации таких масштабных задач, по его мнению, в нахождении компромисса. «В огромном городе живут самые разные люди, самые разные социальные, возрастные группы. И у каждого из них свой взгляд на развитие событий, диаметрально противоположные интересы. Учесть все и достигнуть компромиссов в каждом проекте — самая главная задача, которую невозможно решить без прямого диалога. Для этого тоже используются новые технологии, такие как портал „Активный гражданин“, где уже зарегистрировано 1,3 млн человек, которым мы постоянно задаем вопросы по развитию города, советуемся. Помимо традиционного общения с горожанами, создания экспертных советов, Общественной палаты, новые технологии дают нам мгновенную обратную связь», — подчеркнул Собянин.

Конечно, на первых порах москвичи могут воспринимать перемены в штыки, особенно если речь идет о таких масштабных работах, как реконструкция улиц, отметил мэр. 

«Такие проекты всегда проходят в две стадии. На первой недовольны все: и пешеходы, и автомобилисты. На второй, когда все готово, создана комфортная среда, недовольны те, кого благоустройство не коснулось», — заметил он.

Рассказал градоначальник и о борьбе с самостроем. «В постсоветский период времени Москве явно не хватало торговых площадей, кафе и ресторанов, и власти решили разрешить торговать там, где человеку хочется, где в этом есть необходимость. Столицу заполонили десятки тысяч аляповатых страшных объектов — и историческую часть, и улицы, и площади, и выходы из метро. Город представлял собой большую пеструю ярмарку. Прошло время, появились нормальные стационарные объекты, первые этажи домов начали заполняться ресторанами, кафе, магазинами. Но на первом фронте по-прежнему оставались целые ряды этих нелепых сооружений. Конечно, город начал от них освобождаться, и освобождается сегодня. И в этом ничего плохого нет», — пояснил глава города.

Он обратил внимание, что наряду со сносом самостроя совместно с муниципальными депутатами, общественностью город выявляет те точки, где действительно не хватает торговли, и размещает нестационарные объекты, например, по продаже мороженного или газет. «Но это происходит только там, где есть дефицит торговых точек», — подчеркнул Собянин.

В целом же в последние годы в столице было построено около пяти миллионов квадратных метров торговых площадей, так что говорить о повсеместном дефиците не приходится, добавил он.

Причем работа по упорядочению торговли на развитии предпринимательства в городе никак не сказывается, считает мэр. «Даже сегодня, в период экономического спада, количество предпринимателей с каждым годом растет, равно как растет количество мест для торговли. Но предпринимательство не должно пониматься как просто продажа товаров и предоставление услуг. Сегодня есть и другое воплощение этой деятельности — информационные технологии. Вот здесь точно нужна поддержка города, поэтому в Москве создаются технопарки, где в общей сложности работает уже около 20 тыс. человек. Это как раз те люди, которые и продвигают новые идеи, новые технологии, создают будущее Москвы», — считает градоначальник.

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться городу на пути к перевоплощению — хаотичная застройка. «В городе процветала точечная застройка — здания возводили буквально во дворах жилых районов, и это вызывало напряжение. Мы стараемся большую часть этих контрактов расторгнуть, развернуть их на комплексное освоение города, в первую очередь —  новых территорий, промышленных зон. Уже сегодня треть проектов приходится на освоение территорий бывших промзон, еще треть — на новые территории Москвы. Столица начинает застраиваться комплексно, создаются территории, где есть школы, детсады, рабочие места и жилье», — подчеркнул он.

Что касается памятников, такого размаха реставрации столица не видела за всю историю существования. По словам мэра, за последние годы в городе отреставрировано 600 памятников архитектуры. Москва ежегодно тратит на это около 13-16 млрд рублей, причем, половина этой суммы — частные деньги.

«У нас созданы стимулы не только для бюджетного финансирования, но и для инвесторов, которые будут заботится о своих объектах и после реконструкции», — подчеркнул сергей Собянин.

Собянин убежден: Москва — город, который должен быть домом для любого поколения. «Мы стараемся создавать такой город, который будет интересен для всех: и молодых, и пожилых. Это, конечно, сложная задача, но реализуемая. Есть такие проекты, которые в своей основе создают именно такую среду. Так называемый новый урбанизм, который сегодня очень моден в мире, как раз предполагает создание новой демократической среды. Если вы пойдете на московский фестиваль мороженого, который сейчас проходит на центральных улицах Москвы, то увидите самую разную публику: здесь и малыши, и пожилые, и люди с большим достатком, и простые москвичи. Каждому доступно купить мороженое за 80 рублей. Это создает совершенно иную атмосферу в противовес той, когда люди сидели по своим квартирам и офисам, и практически не видели друг друга. Теперь они вместе, на одной площадке», — заметил он.

По словам чиновника, о том, насколько столичные фестивали популярны, лучше всего говорит количество москвичей, которые их посещают.

Москвичи голосуют за перемены, происходящие в городе, не только ногами, но и в онлайне — на платформе «Наш город». По словам градоначальника, до 600 тыс. москвичей сегодня участвуют в контроле за состоянием городской среды и по сути являются активными помощниками мэрии, постоянно контролируют все, что происходит в городе.

«Невозможно каким-то образом уйти от тех вопросов, которые они ставят. Они публичны, находятся в открытой среде, и ни один чиновник не может не исполнить то, что предложено горожанами. 80% всех проблем в городе снимаются с помощью этой технологии буквально в течение нескольких дней. Большинство горожан активно поддерживают те изменения, которые происходят в городе. Это означает, что мы движемся в правильном направлении», — резюмировал Собянин.

Анна Семенец


Ранее на тему В Московском урбанистическом форуме приняли участие 40 стран

Собянин: Московская программа реставрации — одна из крупнейших в мире