Все ждут Турцию и Египет

Благодаря относительно дешевым пакетным предложениям россияне начали активнее посещать отечественные курорты и осваивать новые направления. Но уже скоро все может измениться.


© СС0 Public Domain

Согласно предварительным подсчетам Ассоциации туроператоров России (АТОР), привычные Турцию и Египет заменили Тунис, средиземноморские европейские направления, а также Крым и Краснодарский край. При этом отмечается, что игроки рынка готовы в любой момент вернуться к работе с турецкими коллегами и находятся на «низком старте» — нужно лишь соответствующее разрешение властей о возврате чартерных рейсов.

Этим летом ведущим зарубежным курортом для россиян стал Тунис. Показатель прироста турпотока из России в арабскую республику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по предварительным данным, превысил 200%. «Несмотря на то, что вопросы безопасности были открыты и вызывали некоторые сомнения, в том числе у наших органов власти, российские туристы сделали однозначный выбор в пользу Туниса, который стабильно входил в тройку самых продаваемых направлений в этом году», — отмечает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

На этом фоне подъем средиземноморских европейских направлений — Греции, Кипра, Испании и Италии — и черноморского побережья Болгарии выглядит незначительным (в среднем около 10%). Помимо вышеперечисленных, в десятку самых популярных мест попали Хорватия, Черногория, Вьетнам и Таиланд. Интересно, что направления Юго-Восточной Азии вышли в «плюс» впервые за два года. Доминикану посетили порядка 3-5 тыс. гостей из России, что для острова не совсем привычно. Как пояснили в ассоциации, добиться таких цифр позволили выгодные чартерные программы, приблизившие цены туров в латиноамериканскую республику к стоимости отдыха в Греции.

Российские курорты (Краснодарский край, Крым, Калининград и Приморье), напротив, на протяжении последних двух лет неизменно пользуются спросом. Предварительные показатели летнего сезона — 15-18% прироста. При этом все больше людей добираются к морю с помощью турагентств — число самостоятельных курортников заметно сократилось из-за высоких цен на перелет и жилье.

«Цены на размещение в Крыму в этом году выросли, но, когда стало понятно, что повышение цены влияет на спрос, после чего туроператоры объяснили, что с такими ценами финальная стоимость продукта может быть неконкурентоспособной (особенно, учитывая уровень сервиса), многие объекты пошли на уступки и пересмотрели стоимость цен для туроператоров», — поясняет Ломидзе. По ее словам, до сих пор организованный туризм на черноморские курорты в России находился в среднем ценовом сегменте, однако в этом году (за счет уступок игроков рынка) он стал доступен и для потребителей с самым скромным бюджетом. Из примеров, которыми исполнительный директор АТОР проиллюстрировала ценовую политику туркомпаний, следует, что минимальная разница между организованным отдыхом и индивидуальным бронированием — 5 тыс. рублей на Южном берегу Крыма и 9 тыс. рублей — в Сочи.

Деловой туризм, констатируют в АТОР, также пострадал от экономического кризиса в стране и внешнеполитических обострений. Даже самые крупные компании предпочитают сокращать бюджеты командировок за счет их продолжительности и тщательного выбора времени и места. Внимание с зарубежных стран переключается на Россию и страны СНГ, «потому что дешевле». «И если раньше корпоративные мероприятия могли проходить только в разгар высокого сезона, то сейчас, в целях экономии, в первую очередь выбор делается в пользу „низкого сезона“», — рассказывает Майя Ломидзе.

К слову, аналогичная ситуация сложилась с поездками в Европу. В этом году россияне, вопреки своей репутации щедрых гостей, перешли на режим жесткой экономии — с минимумом экскурсий и развлечений. Вместо недельных и десятидневных туров, теперь в ходу пятидневные.

Сами же иностранцы обратили взоры на российские просторы лишь пару лет назад — после девальвации рубля. Только в 2015 году прирост, например, испанских обладателей путевок в Россию составил 38%. Скромнее ситуация во Франции и Великобритании. Традиционно живой интерес проявляют к России в КНР. Ведущие направления — Москва, Санкт-Петербург, города Золотого кольца, Казань, а также природные регионы — Камчатка, Байкал, Алтайский край и Сахалин. «Россия всегда была дорогой страной на мировом рынке, — отмечает Майя Ломидзе. — Однако с 2014 года путевки серьезно подешевели, что, естественно, стимулировало спрос среди иностранцев».

Порой интерес иностранных гостей объяснить трудно даже самим туроператорам. Так, по данным ассоциации, за последний год в Иране спрос на путевки в Сочи увеличился на 25%. Более того, из этой страны в столицу зимней Олимпиады-2014 уже второй сезон курсируют регулярные авиарейсы. Однако при взгляде на общую статистику турпотока масштаб феномена выглядит уже не таким внушительным: из общего числа отдыхающих в Сочи (14,5 млн человек) иностранцы, в том числе граждане стран СНГ, — лишь 3%.

Подготовка российских туроператоров к возврату чартерных рейсов в Турцию началась 9 августа, сразу после пресс-конференции Реджепа  Эрдогана и Владимира Путина, где было сделано заявление о соответствующих планах двух государств. «Было понятно, что запрет на чартеры в ближайшее время будет отменен. Но ближайшее время — понятие достаточно растяжимое. Пока этого не произошло, сроки не обозначены», — напоминает Майя Ломидзе. Она уверяет, что авиаперевозчики, как и туроператоры, к работе готовы и, как спринтеры — стартового выстрела, ждут лишь постановления правительства. Все формальности могут быть устранены в течение трех-четырех дней после публикации документа: «Это не зависит от участников рынка, авиаперевозчиков, Росавиации — бизнес ждет ровно также, как и туристы».

По информации АТОР, в августе—сентябре прошлого года на турецких курортах находились примерно 400 тыс. россиян. Планы на этого год существенно скромнее: внутриполитическая нестабильность отпугивает даже самых решительных туристов. Еженедельно в Турцию вылетают от 3,5 до 5,5 тыс. человек из 11 городов России. Однако и такой спрос, с учетом сегодняшних реалий, в ассоциации считают «достаточно ровным и неплохим». «На данный момент никаких жалоб от потребителей нет, никаких негативных отзывов мы тоже не отмечаем. Пока мы можем говорить о сохранении того уровня сервиса и отношения к отдыхающим, который был всегда», — говорит Майя Ломидзе.

Между тем, вопрос о возврате авиасообщения с Египтом может быть поднят уже в начале осени. По словам исполнительного директора АТОР, выездная комиссия Министерства транспорта РФ в конце августа в очередной раз проверит систему безопасности аэропортов страны. Известно, что в ходе предыдущей инспекции было выявлено 17 замечаний, которые египетская сторона обязалась исправить.

Денис Гольдман