Posted 22 августа 2016,, 19:04

Published 22 августа 2016,, 19:04

Modified 31 января, 11:35

Updated 31 января, 11:35

Игры кончились

22 августа 2016, 19:04
Необходимо воcстановить репутацию команд по легкой и тяжелой атлетике, академической гребле, а также предотвратить подобные инциденты с дисквалификацией в будущем, считают эксперты.

Российские атлеты выступили на Олимпийских играх в Бразилии «здорово» — такую итоговую оценку после завершения соревнований дал министр спорта Виталий Мутко. По его словам, сборная страны отработала слаженно, «как один механизм». При этом чиновник признал: борьба с допингом все еще остается для ведомства главной задачей.

Подводя итоги выступления сборной на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, Виталий Мутко посетовал, что корень проблемы допинга в российском спорте кроется в умах атлетов и их тренеров. Они, если верить словам чиновника, не верят в возможность победить «чисто», без использования запрещенных препаратов. «И это самая главная ошибка на таком уровне. Она базируется на том, что они не доверяют своей системе допинг-контроля, видят, что она имеет некие изъяны, двойные стандарты», — констатировал министр. Он отметил, что «определенный шаг» в урегулировании сложившегося кризиса российской стороной уже сделан, однако впереди предстоит напряженная работа.

Наиболее серьезные потери в результате допинг-скандала понесли тяжелая и легкая атлетика, а также академическая гребля: представители России в первом виде были отстранены в полном составе, во втором — страну представляла лишь одна прыгунья Дарья Клишина, а в третьем — права на участие лишилось большинство членов команды. Руководства спортивных федераций, как и сами главные действующие лица событий, бросили все силы на реабилитацию собственного авторитета. К примеру, для начала диалога со Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) и Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF) в России был создан специальный Временный координационный комитет (ВКК) при ОКР. Плоды его работы, впрочем, до сих пор не видны, отмечает бывший президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентин Балахничев. По его мнению, российские спортивные управленцы во многом сами подготовили почву для дисквалификации, обеспечивая слабый контроль над участниками соревнований.

«Эта организация (ВКК, — „Росбалт“) была создана для одной задачи: реабилитация федерации. Однако этого не было сделано, что дало повод Себастьяну Коу (главе IAAF, — „Росбалт“) говорить, что IAAF не виновата, а виновата ВФЛА, и Россия вообще не выполнила наши требования, поэтому мы не допускаем команду на Олимпиаду. На самом же деле федерация до сих пор дисквалифицирована, требования не выполнены. У меня вопрос: чем занималась комиссия все эти дни, месяцы?» Балахничев уверен: российская сторона обязана пересмотреть антидопинговую политику в соответствии с требованиями IAAF. В случае, если они были невыполнимы, необходимо открыто об этом заявить. Поэтому столь затяжное затишье, предпологает он, наводит на мысли, что процесс переговоров заглох по чьему-то злому умыслу.

«Нужно вернуться к этим требованиям, посмотреть на них еще раз и попытаться выполнить полностью, — продолжает экс-глава ВФЛА. — Тем более, что Коу декларирует: „Россия должна вернуться в легкоатлетическую семью“».

При этом список изъянов российского спорта не ограничивается «нечистыми» атлетами. По словам почетного президета ОКР Леонида Тягачева, без дисквалификации российские атлеты могли бы принести стране на 15 золотых медалей больше. Реальный же результат — 19 наград высшего достоинства — он, по собственному признанию, предсказал еще до начала Игр.

Экс-функционер считает нынешнее положение дел более позитивным, чем пять лет назад, однако без масштабной перестройки, на его взгляд, никак не обойтись: «Без дисциплины, без методики, без отношения к спортсмену и тренеру — это штучный товар — ничего на подъеме не будет. За пять лет мы потеряли много. Мы не наработали той системы, которая была бы как часы: от детского спорта до выхода в сборную команду страны. Нам придется все-таки менять нашу структуру, делать новые преобразования. И, конечно, без научного потенциала никуда. Не вся жизнь сводится к футболу и хоккею, куда мы „запаливаем“ столько денег, что можно поднять десять команд по борьбе».

Ярким примером таких системных преобразований Тягачев считает Китай, который «серьезно прибавил с момента Игр в Пекине», а идеальной моделью — США. «В Америке нет министерства спорта, но американцы всегда лидируют, — поясняет он. — В Америке сильные студенты, сильные клубы, сильные школы. Нам надо задуматься и посмотреть, куда тратить деньги».

Правильным знаком мировому сообществу, с точки зрения Тягачева, было июльское распоряжение Владимира Путина правительству создать независимую комиссию по борьбе с допингом, пригласив в ее состав иностранных специалистов. «Мое пребывание с олимпийцами в Рио показало, что у нас команда есть, отношение к ней меняется, несмотря на то, что в начале было много ненужного свиста. Они своим отношением, своими результатами показали, что они настоящие спортсмены и стоически могут бороться со всеми командами», — резюмирует он.

Так или иначе, сейчас спорт стал настолько политизирован, что без вмешательства дипломатических ведомств имеющиеся конфликты будет трудно урегулировать, размышляет Валентин Балахничев. «Он излишне политизирован, и многие решения принимаются не на уровне спортивных руководителей, а на уровне структур, которые отвечают за политическую напряженность между РФ и остальными странами, — говорит он. — Здесь без вмешательства дипломатических структур очень трудно обойтись». По его мнению, успешное выступление России в Бразилии может «вызвать изжогу» у недоброжелателей и повлечь за собой новые обвинения в нечестной игре.

Нельзя исключать и попыток лишить Россию права на проведение международны соревнований, добавляет именитый боксер, депутат Госдумы Николай Валуев. Он поддерживает дипломатический выход из ситуации вокруг отстранения спортсменов: «Если мы хотим дальше продолжать олимпийское движение, нам, хочешь-не хочешь придется со всеми международными организациями как-то договариваться. Необходимо внести какие-то изменения хотя бы до зимней Олимпиады», — подчеркивает парламентарий.

Накануне Россия обрела мощное представительство в МОК, напоминает глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрий Свищев. Двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом Елена Исинбаева, пропустившая Игры в Рио из-за недопуска ВФЛА, путем голосования была избрана в комиссию спортсменов Комитета. «Очень надеюсь, что Елена Исинбаева будет отстаивать интересы спортсменов, права которых были ущемлены, — говорит депутат. — Она пострадала от подобной несправедливости, и, я уверен, постарается всеми силами это положение дел исправить, отстаивая, в том числе, и национальные интересы России».

Денис Гольдман