Posted 16 сентября 2016,, 07:01

Published 16 сентября 2016,, 07:01

Modified 31 марта, 01:52

Updated 31 марта, 01:52

В деле о хищении на $1 млрд не осталось арестованных

16 сентября 2016, 07:01
На свободу вышли все обвиняемые по делу об убийстве магната Александра Минеева. У них истекли предельные сроки содержания под стражей.

Одно из самых громких преступлений последних лет остается нераскрытым. Перспективы того, что обвиняемые когда-либо предстанут перед судом, весьма туманны.

Как сообщил «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, у обвиняемых (бывшего сотрудника ГРУ Дмитрия Куриленко, адвоката Камиля Казиева и экс-гендиректора ООО «Евразия» Бориса Караматова) истекли предельные сроки содержания под стражей. На этой неделе они были выпущены на свободу, в качестве меры пресечения им избрана подписка о невыезде. Срок расследования истекает 22 сентября, и он будет продлен. Однако перспективы того, что материалы поступят в суд, видятся крайне туманными. В феврале 2016 года ГСУ СК РФ по МО передавало обвинительные заключения на утверждение в Генпрокуратуру для последующего направления в суд. Однако надзорное ведомство сочло, что следствие при дроблении материалов, во время самого расследования, при квалификации деяний фигурантов, допустило множество ошибок. В связи с этим прокуратура не стала утверждать обвинительное заключение и передавать материалы в суд. Они были возвращены в ГСУ СК РФ по МО.

«В том виде, в каком дело пришло в прокуратуру, его невозможно было рассматривать судом, оно бы просто „развалилось“. Тем более, там было множество „пробелов“: не установлено, в частности, один ли Минеев владел этой недвижимостью или у него были партнеры, владел ли вообще, не получены документы из-за рубежа, где и оформлялись все сделки с активами, и т. д., — высказал мнение собеседник агентства. — С февраля в деле мало что изменилось, поэтому, когда окажутся материалы в суде и окажутся ли вообще, — неизвестно. Как и неизвестно, останутся ли обвиняемые к тому времени в России. Главные фигуранты дела, как известно, уже давно скрываются за границей».

В конце 2015 года из общего расследования дела об убийстве Александра Минеева и хищении его активов в отдельное производство было выделено несколько материалов. В частности — дело в отношении экс-гендиректора ООО «Евразия» (эта фирма управляла всей недвижимостью Минеева) Бориса Караматова, который заключил досудебное соглашение. Он обвиняется по статье 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Кроме того, ГСУ СК РФ по Московской области (МО) выделило в отдельное производство дело в отношении бывшего сотрудника ГРУ Дмитрия Куриленко, адвоката Камиля Казиева (оба обвиняются в мошенничестве) и экс-юриста Минеева Юлии Егоровой (ей инкриминировали только статью 201 УК РФ — злоупотребление полномочиями). Все обстоятельства убийства магната остались в общем расследовании, основными фигурантами которого являются зять Березовского Георгий Шуппе, бизнесмен Михаил Некрич (их СК РФ считает «заказчиками» мошенничества и убийства) и «авторитет» Садро Багаутдинов (предполагаемый организатор расстрела Минеева).

По версии ГСУ СК РФ по Московской области, Борис Караматов работал гендиректором подконтрольного Минееву ООО «Евразия». Эта фирма аккумулировала всю выручку от сдачи в аренду площадей в 21 торгово-офисном центре, которые, как считалось, принадлежали магнату и стоят около $1 млрд. В ООО «Евразия» трудилась юристом и Юлия Егорова, являвшаяся номинальным директором четырех офшорных структур, владевших 18 фирмами, на которые и было записано 21 здание. По данным источника агентства, Караматов не раз был замечен в сомнительных историях, из-за чего пользовался паспортами на три разные фамилии. Так, в ООО «Евразия» он значился как Борис Хамитов.

По версии следствия, Караматов рассказал своему родственнику Дмитрию Куриленко о том, что знает схему владения недвижимостью Минеевым, который большую часть времени проводит в Англии, поэтому есть возможность захватить 21 здание. Куриленко, как полагают в правоохранительных органах, поделился этими сведениями со своим знакомым, проживающим в Израиле бизнесменом Михаилом Некричем. Операция по рейдерской атаке на активы Минеева обещала быть затратной, поэтому Некрич решил привлечь к ней приятеля — зятя Бориса Березовского Георгия Шуппе, обосновавшегося в Лондоне. Последний мог обладать и инсайдерской информацией: в свое время интересы Березовского в Лондоне представляли те же адвокаты, которые выступали на стороне супруги Минеева при ее бракоразводном процессе с мужем.

Как полагают в правоохранительных органах, изначально на захват недвижимости Шуппе и Некрич выделили около $3 млн (из-за разных проблем позже сумма расходов увеличилась почти вдвое). Из них $500 тыс. пошли на подкуп Юлии Егоровой. При помощи нанятых юристов, подкупа ряда чиновников, той же Егоровой, у 18 российских фирм все же удалось поменять собственников, стали готовиться документы по переводу недвижимости в другие структуры. Однако подчиненные Минеева при смене банковских счетов заметили манипуляции рейдеров. Магнат обратился в арбитражные суды и правоохранительные органы, захват недвижимости оказался на грани срыва.

В январе 2014 года Минеев был убит киллерами в подмосковном Королеве. Караматов и Куриленко были арестованы в ноябре 2014 года. На допросах они признались, что готовили хищение зданий Минеева, но категорически отрицали свою вину в убийстве магната. Якобы решение о его устранении принимал лично Некрич, сам и организовавший преступление.

Егорова все время следствия находится под домашним арестом. Летом 2015 года был задержан адвокат Камиль Казиев, который являлся во всей этой истории доверенным лицом Михаила Некрича и занимался юридическим оформлением сделок с похищенными фирмами.

Некрич, Шуппе и Багаутдинов объявлены в розыск.

В ходе расследования стало известно, что, возможно, у Минеева был секретный партер по владению недвижимостью — Константин Ваньков, который стоял у истоков создания магнатом всего бизнеса. Более того, «всплыли» документы, что, находясь за границей, Минеев продал свою долю в российских активах Ванькову. Однако злоумышленники, готовя убийство и рейдерский захват, об этом не знали.

Юрий Вершов