Застрявшие между столицей и замкадьем

Главы двух транспортных ведомств — московского и подмосковного — рассказали о том, как в ближайшее время изменятся поездки между двумя субъектами.


© Фото пресс-службы Смольного, gov.spb.ru

Москва и область сменят перевозчиков. После того, как пройдут все конкурсные процедуры, между субъектами начнут курсировать низкопольные автобусы с кондиционерами и видеокамерами. Уже на старте работы должно быть заменено более 30% подвижного состава. Более того, подмосковные власти сейчас ведут переговоры с Минтрансом РФ о том, чтобы на федеральных трассах за МКАДом тоже появились выделенные полосы.

На днях состоялось первое заседание комиссии по пассажирским перевозкам между Москвой и Московской областью. Как пояснил глава столичного дептранса Максим Ликсутов, комиссия стала следствием подписанного между губернатором Подмосковья и мэром Москвы соглашения об организации межсубъектных перевозок — первое такое соглашение в России в развитии 220-ФЗ.

«Впервые в истории отношения между Москвой и областью в части пассажирских перевозок были формализованы. Это снимет большое количество вопросов, с которыми мы сталкивались при определении новых маршрутов, проведении конкурсов», — отметил в свою очередь министр транспорта Московской области Михаил Олейник.

Выбирать перевозчиков каждый субъект по-прежнему будет самостоятельно. Однако все маршруты отныне будут согласовываться с властями принимающей стороны.

По словам Ликсутова, сегодня 120 маршрутов наземного транспорта «принадлежат» Подмосковью, и 44 маршрута ведут из Москвы в область.

По сути с началом совместной работы все ранее существующие маршруты, курсирующие между субъектами, чиновникам пришлось утверждать заново, как того требует 220-ФЗ.

«Мы договорились, что те маршруты, которые уже действуют на межсубъектном пространстве, мы берем за основу и принимаем, чтобы жители не почувствовали никаких неудобств. Это наша общая позиция: ни один из привычных маршрутов для жителей Москвы и Московской области не будет отменен», — подчеркнул глава столичного ведомства.

Более того, уже на первом этапе работы к существующим чиновники добавили 88 новых маршрутов, которые поделили пополам между Москвой и областью.

«В Подмосковье постоянно вводят в эксплуатацию новые жилые микрорайоны. Мы должны обеспечить их жителей транспортом», — подчеркнул Олейник.

Так, уже скоро автобусы пойдут в «Люберцы-15», «Путилково», «Бутово-парк-1,2».

И существующие, и новые маршруты чиновникам придется вновь разыграть на конкурсах. «Мы договорились с правительством Московской области унифицировать требования к перевозчикам. Это касается подвижного состава, правил работы», — заметил Ликсутов.

По словам его подмосковного коллеги, в ходе конкурса перевозчиков будут оценивать по  количеству ДТП, стажу регулярных перевозок. Особые требования будут предъявляться к подвижному составу. Все автобусы должны быть низкопольными, приспособленными для инвалидов, оборудованными кондиционерами и электронными табло автоматического отображения информации, а также аппаратурой аудио- и видеофиксации.

«Одним из ведущих критериев оценки является возраст транспортных средств, эксплуатация которых планируется на маршрутах. Кроме того, все автобусы должны соответствовать требованиям к экологическому классу, который должен быть не ниже Евро 3», — заметили в Минтрансе МО.

Кроме того, всех перевозчиков обяжут оборудовать парк системой ГЛОНАСС, чтобы пассажиры могли получать достоверную информацию о прибытии маршрутов.

Требования подмосковного Минтранса, предъявляемые к участникам конкурса, также включают в себя обязательное предоставление пассажирам возможности безналичной оплаты проезда. Какой тип оборудования для этого целесообразнее использовать — стационарное с валидатором на входе или переносной терминал, оплата по которому производится с помощью кондуктора, требованиями не регламентируется. Перевозчики будут делать этот выбор самостоятельно.

Таким образом, по словам Ликсутова, пассажиров ждет переход от старых и зачастую изношенных автобусов — это касается перевозчиков как Москвы, так и Московской области — на более современный подвижной состав.

«Тем перевозчикам, у которых подвижной состав старше 2-3 лет, придется подумать о приобретении новых машин», — заметил чиновник. Как уточнил глава подмосковного ведомства, учитывая существующее положение дел, обновить в столице и области придется почти треть подвижного состава. Чиновники обещают определить перевозчиков в ближайшее время. Федеральное законодательство дает компаниям два месяца после прохождения конкурсных процедур, чтобы выйти на маршруты.

«Мы будем вести диалог с победителями конкурса, чтобы ускорить выход», — заметил Олейник.

Однако, по словам Ликсутова, все будет зависеть от технической готовности: наличия водителей, автобусов, ремонтной базы. «Требования у нас будут крайне жесткие, в том числе, в части ДТП. Если такие случаи будут происходить, вопрос будет решаться вплоть до отзыва права работать на маршруте», — заявил он.

По словам Ликсутова, за сутки наземный транспорт перевозит из Москвы в область и обратно примерно 900 тыс. пассажиров. Переоценить его значение для жителей этих субъектов сегодня сложно. Поэтому чиновники транспортных ведомств усиливают взаимодействие по всем фронтам. Недавно они запустили единую транспортную карту. На сегодняшний день продано более ста тысяч штук, уже заказана новая партия.

«Мы находимся в начале пути. Перед нами стоят серьезные задачи по расширению и углублению этого объединения, — заявил Олейник. — В настоящий момент фактически две карты находятся в одном пластике. Дальше мы будем интегрировать карту с банковскими платежными инструментами, идти к созданию единого кошелька. Нам предстоит создать некую общую систему скидок, чтобы повысить лояльность и синхронизировать те решения, которые принимаются для пользователей карт „Стрелка“ и „Тройка“ в отдельности».

Москва продолжает создавать выделенные полосы на вылетных магистралях. Недавно была запущена полоса на Кутузовском проспекте, которая также позволит пассажирам сэкономить время в пути.

Определенные планы в этой части есть и у подмосковного ведомства, признался Олейник. Ведь запуск комфортабельных автобусов вряд ли поможет решить проблему пассажирских перевозок, если на них придется стоять в многокилометровых пробках. «Мы пока только анализируем, где можно сделать выделенные полосы. Тесно взаимодействуем с федеральным Минтрансом, потому что большинство вылетных магистралей находятся в федеральной собственности. Те решения, которые там необходимо реализовывать, вопрос непростого обсуждения. Точно могу сказать, что сейчас мы собираемся сделать „выделенку“ на Международном шоссе, которая облегчит подвоз пассажиров в аэропорт „Шереметьево“. По поводу других направлений мы пока думаем», — заключил он.

Анна Семенец