Posted 26 октября 2016,, 14:35

Published 26 октября 2016,, 14:35

Modified 31 января, 12:30

Updated 31 января, 12:30

О столице из первых уст

26 октября 2016, 14:35
Сергей Собянин накануне ежегодного отчета в Мосгордуме пригласил журналистов в Красный зал мэрии на неформальную встречу.

Общение с пишущей и снимающей братией градоначальник начал с экономики. «Бюджет у нас сбалансирован, экономические показатели, в принципе, неплохие. В абсолютном выражении рост бюджета, рост промышленности, рост потребления электроэнергии и целый ряд других параметров говорят о том, что с экономикой Москвы никакой трагедии не происходит. Конечно, возможны какие-то инвестиционные спады, но сейчас мы видим, что по рынку идет увеличение спроса на жилье, на коммерческую недвижимость. Последние крупные проекты раскупаются, постепенно заполняются действующие торговые центры, офисы. Доля свободных площадей приближается к докризисному уровню — 2012—2013 годов», — заметил градоначальник.

Дефицит бюджета, по его определению, носит скорее технический характер. «Мы не собираемся в ближайшие годы занимать на рынке. Более того, мы будем гасить текущие долги. У нас осталась небольшая сумма, и в течение 2017 года мы планируем выйти практически в ноль по государственным долгам, установив своего рода рекорд для страны», — добавил он.

По словам главы города, все это — результат жесткой политики правительства Москвы, оптимизации текущих расходов и повышения эффективности капитальных вложений. «Если бы мы повышали текущие расходы так, как это делается в стране (в среднем по регионам текущие расходы выросли на 37%), то мы бы имели сегодня не бумажный, а реальный дефицит в 300-400 млрд рублей. Но мы научились мобилизовать доходы, оптимизировать расходы. В таком режиме в ближайшие годы экономика Москвы будет развиваться стабильно», — заключил он.

В сущности, вопросов экономики на встрече больше не касались. Журналистов интересовала судьба «синих маршруток», на недостаточное количество которых ранее поступали жалобы от москвичей.

По словам Собянина, прежде чем внедрять новую схему работы общественного транспорта, предполагающую общие правила как для коммерческих, так и для частных перевозчиков, столичные власти провели исследования и получили четкие показатели, и старались их не уменьшить. Например, раньше интервал движения составлял 10 минут, сейчас — 6-10 минут. Сбои в работе наземного общественного транспорта столичный градоначальник связал с пробками. Он также отметил, что в результате мониторинга было выявлено 150 кейсов, где были так или иначе допущены ошибки при расчете маршрутов или не учтен дополнительный пассажиропоток. «По всем этим маршрутам мы проблему решили. Сегодня общее количество жалоб ушло на уровень дореформенного периода. Мы продолжаем мониторить ситуацию, и если есть какие-то проблемы, готовы увеличить количество подвижного состава. Но нужно понимать, что это напрямую связано деньгами, с затратами, в первую очередь, перевозчиков. Тем не менее, если есть такая необходимость, мы, конечно, готовы работать по конкретным маршрутам», — заверил Собянин.

Спрашивали про повышение тарифов на проезд. По словам градоначальника, решение на этот счет пока нет. Однако он заметил, что в целом тарифная политика столичных властей не изменится. «Мы стараемся делать тарифы на проезд приемлемыми. С 2010 года в сопоставимых цифрах они сократились на 30%, то есть, реальная стоимость проезда в городском транспорте не увеличилась, а значительно уменьшилась», — заметил градоначальник, объяснив это тем, что тарифы растут вдвое медленней инфляции.

Волновала журналистов судьба уличных музыкантов. По словам Собянина, сейчас мэрия пытается найти здоровый баланс между желанием музыкантов творить и терпимостью жителей, которые слушают эту музыку с утра до вечера. «В рамках городских фестивалей мы хотим опробовать новую модель работы уличных музыкантов. Определим 14 мест, в том числе три — на Арбате, на которых музыканты смогут выступать без звукоусиления. Для этого создается электронный портал, на котором в автоматическом режиме производится запись музыкантов и автоматически предоставляется площадка, определяется очередность. В течение четырех месяцев мы опробуем эту модель. Если она будет комфортна для москвичей, мы продолжим эксперимент», — отметил глава города. Что касается музыкантов со звукоусилением, это отдельная история, отдельные площадки, по которым будут проводиться конкурсы на право выступления, добавил он.

Интересовались, как будут тратить деньги на здравоохранение. Здесь, по словам Собянина, расходы бюджета возрастут в основном за счет удорожания льготных лекарств, за счет расширения этого перечня. Продолжится стройка. Уже в следующем году закончат Морозовскую и 67-ю больницы, и возьмутся за строительство 10 приемных отделений крупнейших медицинских центров Москвы. По сути, речь идет о целых корпусах, в которых будет сосредоточено мощное диагностическое оборудование для оказания помощи больным, поступающим со сложными показаниями.

Среди масштабных проектов градоначальник особенно выделил медицинский кластер в Сколково, назвав его флагманским. «В этом году мы приступили к работам. В следующем году там будут построены диагностический и поликлинический центры», — отметил Собянин.

Рассказал он и о мобильных кабинках МФЦ, которые в ближайшее время появятся в городе. По словам градоначальника, они скорее будут выполнять «рекламную» функцию, поскольку тот же объем услуг, что в районных МФЦ, предоставить «на бегу», увы, не выйдет. Однако в скором времени в районах крупных транспортно-пересадочных узлов появятся флагманские центры. Всего их будет 10. «Мы хотим сделать их более продвинутыми, чем наши районные МФЦ, добавить дополнительные услуги, связанные с налоговой службой, ГИБДД, какие-то коммерческие, банковские, юридические услуги», — пояснил мэр.

Отдельной темой для обсуждения стали городские фестивали. Журналисты поинтересовались, в частности, не собирается ли мэрия уйти от огромных «размахов» в оформлении фестивальных площадок. Что касается дизайна, по словам градоначальника, столичные власти все еще в поиске. «Помимо „зеленой бабы“, которую все так критиковали, таких гигантских объектов больше нет. Какие-то элементы, конечно, останутся, и они нужны — это же ярмарочная деятельность. Посмотрите инстаграм: все детишки фотографируются возле гигантских тыкв, зайчиков. Они не снимаются на фоне наших каменных зданий. Ярмарка — это же не Большой театр или Третьяковская галерея. Там все равно должен быть какой-то небольшой эпатаж для привлечения публики. Это немножко другая история, но я согласен — нужно постоянно работать над совершенствованием дизайна оформления, и так мы и поступаем», — заметил он.

При этом градоначальник подчеркнул, что фестивали на 40% увеличили поток туристов в столицу, а это, между прочим, дополнительные доходы в бюджет.

Тема транспортного строительства звучала на встрече очень точечно, акцентами. Например, журналисты расспросили градоначальника о планах по строительству зонных станций. Такие планы у столичной мэрии действительно есть. Совместно с РЖД в настоящий момент рассматривается строительство двух или трех. «Мы строим зонные станции, чтобы пригородные электрички и даже поезда дальнего следования не шли в центр, а останавливались на подъездах, и пассажиры пересаживались на МЦК, метро или наземный транспорт», — пояснил он. По словам градоначальника, анализ пассажиропотока показал, что при нынешнем положении дел многие пассажиры буквально едут мимо дома в центр, а потом возвращаются обратно, что крайне неудобно.

Также Сергей Собянин поделился планами по строительству новых «вокзалов». «Традиционно считается, что на Белорусский вокзал стекается огромное количество пассажиров. Но посмотрите на транспортно-пересадочный узел на МЦК в зоне пересечения с метрополитеном. Там в три раза больше поток, чем на Белорусском вокзале. На самом деле вокзалы давно сместились с традиционных точек в зоны пересечения разных видов транспорта. Там генерируется огромный поток людей, и, конечно, их нужно обустраивать должным образом», — подчеркнул мэр столицы. По его словам, строительство новых вокзалов войдет в программу на ближайшую пятилетку. При этом он подчеркнул, что это будут крупные инвестиционные проекты, которые за бюджет реализовать невозможно.

Помимо прочего мэра Москвы попросили повысить плату за парковку в центре, которая в любое время суток забита. Градоначальник согласился: если парковка заполнена в среднем на 80%, время поднимать плату. «Никаких других рецептов не существует», — заключил он.

Однако с тем, когда и в каких зонах может подняться стоимость парковки, в столичной мэрии пока не определились.

Поскольку отчет в Мосгордуме, в преддверии которого и затевалась встреча, назван ежегодным, журналисты не удержались от соблазна подвести итоги: что удалось из задуманного, что — нет. Сергей Собянин помедлил с ответом, явно выбирая с чего начать. «Мы не работаем на один проект, мы работаем по всем стратегическим направлениям. И практически везде удалось», — пояснил в итоге мэр.

«Помните, сколько гневных статей писали о том, что мы вытворяем в образовании: объединяем, структурируем? Но посмотрите на результаты. Зарубежная комиссия провела поголовное тестирование наших школьников 9-х классов. Результаты международного рейтинга PISA показали, что Москва входит в десятку лучших образовательных систем мира. Впереди нет ни одной европейской страны за исключением Финляндии, ни одной!» — подчеркнул градоначальник.

По его словам, позиции здравоохранения тоже заметно улучшились. «Несмотря на то, что мы серьезно оптимизировали коечную сеть, количество пролеченных больных увеличилось», — отметил Собянин.

«Когда мы начинали работать, количество больниц, которые были заведомо убыточными и получали дотации, чтобы выжить, составляло 60%. В результате укрупнения из 34 многофункциональных центров убыточны сегодня всего четыре. В основном, это научно-практические центры, которым по определению требуется дополнительное бюджетное финансирование», — пояснил градоначальник. То же, по его словам, касается поликлинического звена.

«Наши амбулаторные центры, больницы уже не зависят ни от меня, ни от руководителя департамента здравоохранения. Они чувствуют себя уверенно. В тех правилах игры, которые заданы системой ОМС, у них хорошие доходы, хорошие ставки на счетах, они могут набирать хороший персонал и дальше развиваться. Они совсем по-другому стали работать», — подчеркнул мэр.

При этом он обратил внимание, что платные услуги в поликлиниках составляют 2-3%, в больницах — 5-7%. В основном, речь идет о том, что люди просят положить их в более комфортную палату, оказать иные дополнительные услуги.

В столице перестали «с барского плеча» повышать зарплаты бюджетникам. «Сегодня зарплаты растут благодаря увеличению тарифов на оказание медицинских услуг, которое происходит каждый год. При этом в ручном режиме мы ничего не увеличиваем и не уменьшаем. Таким образом, зарплаты врачей ежегодно растут на 8-10%. С 2010 года средняя зарплата врача выросла почти вдвое и составляет 80-90 тыс. рублей. Есть врачи, которые получают 200-300 тыс. рублей. У учителей то же самое: средняя заработная плата сегодня перевалила за 70 тыс. рублей. Это при том, что средняя зарплата по региону — 60 тыс. рублей», — пояснил Сергей Собянин.

По его словам, в предыдущие годы повышение зарплат в бюджетной сфере съедала инфляция. «В этом году впервые с начала кризиса рост заработных плат сравнялся с инфляцией и даже немного превысил ее. За 2016 год зарплаты подросли на 9%», — заключил градоначальник. К слову, это еще один косвенный показатель стабилизации столичной экономики.

Анна Семенец