Posted 20 декабря 2016,, 15:41

Published 20 декабря 2016,, 15:41

Modified 31 марта, 00:48

Updated 31 марта, 00:48

Посла Карлова было некому охранять

20 декабря 2016, 15:41
Анкара больше 10 лет не разрешала спецотряду СВР «Заслон» взять под вооруженную защиту российских дипломатов в Турции, рассказал «Росбалту» сотрудник подразделения.

Больше десяти лет турецкие власти не разрешали, чтобы российских дипломатов в этой стране охранял спецотряд «Заслон» (7-й отдел Центра собственной безопасности Службы внешней разведки). Его главной задачей является обеспечение безопасности сотрудников посольств, бойцы «Заслона» работают во многих странах мира. Это хорошо подготовленные и вооруженные бойцы, которые не только осуществляют физическую защиту, но и имеют навыки оперативной работы. Только после публичного убийства посла РФ в Турции Андрея Карлова в спешном порядке турецкая сторона вернулась к обсуждению возможности прибытия бойцов «Заслона» для обеспечения безопасности наших дипломатов. Корреспондент «Росбалта» на условиях анонимности побеседовал с одним из сотрудников спецподразделения.

— Скажите, если бы Андрея Карлова охраняли бойцы «Заслона», можно было бы избежать трагедии?

— В этой ситуации можно сказать, что бы было сделано в случае присутствия наших ребят в Турции. Абсолютно точно никаких людей за спиной дипломата во время выступления не было бы. Рядом с ним должны были находиться два человека в штатском с оружием, следить за поведением людей в зале и осуществлять прикрытие дипломата в случае непредвиденных ситуаций. В зале тоже располагались бы наши бойцы в штатском.

Передвигаться по городу Карлов должен был в бронированной машине, в которой тоже обычно находятся бойцы «Заслона», и не только с пистолетами, но и с автоматическим оружием. К сожалению, у Карлова не было подобной защиты. И это не наша вина.

— А почему представители «Заслона» отсутствуют в Турции, особенно учитывая все последние события?

— Угрозы в адрес сотрудников посольства в Турции начали поступать более 10 лет назад. В это время многие боевики, воевавшие на Северном Кавказе, прибывали на отдых и лечение в Турцию. От них исходила существенная опасность. Потом к ним добавились представители различных террористических и экстремистских организаций и сочувствующие им. Еще более 10 лет назад впервые был поднят вопрос о том, что дипломатов в Турции должны охранять бойцы «Заслона». Но для этого надо разрешение турецкой стороны, а его все это время не давали.

— Получается, что у Карлова вообще не было никакой охраны?

— Получается, что так. Иногда функции охранника выполняют водители дипломатов, но в 90% случаев это люди случайные, не имеющие никакой подготовки и не способные оградить дипломата от серьезной опасности.

— А какие назывались причины такого нежелания Турции, чтобы российских дипломатов охраняли профессионалы?

— Бойцы «Заслона» приезжают в страну с большим арсеналом, в которой входят как различные виды оружия, так и техника: от бронированных автомобилей до различной аппаратуры. По городу бойцы, когда они на службе, тоже перемещаются с оружием. Турецкая сторона была против того, чтобы в их стране находились вооруженные люди из России. Хотя речь шла о небольшом количестве бойцов, в чьи функции входило бы исключительно обеспечение безопасности дипломатов. Обычно со странами, где существует угроза для работников посольств, таких проблем не возникает.

— Бойцы «Заслона» сейчас работают во многих странах?

— Не могу сказать, что список этих стран так уж велик, но их хватает. Например, сейчас наши бойцы служат в Ираке, Сирии, Афганистане, Ливии, Йемене и ряде других государств.

— После убийства Карлова позиция турецкой стороны по данному вопросу изменилась?

— Насколько я знаю, переговоры о прибытии в Турцию бойцов «Заслона» возобновились в срочном порядке. Ожидаем, что в ближайшее время поступит соответствующий приказ.

— Под охрану попадают все сотрудники посольства?

— Если говорить о физической защите, то речь идет только о первом лице, дипломате, а также о сотрудниках посольства, являющихся секретоносителями. Однако бойцы «Заслона» охраняют здания посольства, прилегающую к ним территорию, иногда места жительства работников посольства. Это позволяет в значительной мере уменьшить риски возникновения инцидентов с сотрудниками посольств.

Продолжение интервью читайте здесь.

Беседовал Александр Шварев