Posted 25 января 2017,, 09:15

Published 25 января 2017,, 09:15

Modified 31 марта, 00:27

Updated 31 марта, 00:27

VIP-заключенных обложили оброком

25 января 2017, 09:15
Завершено расследование громкого дела о вымогательстве в СИЗО «Матросская тишина».

Перед служителями Фемиды должны предстать пять бывших сотрудников изолятора «Матросская тишина», криминальный «авторитет» и врач-рентгенолог Фатима Найфонова. Все они обвиняются в вымогательстве денег у заключенных. Адвокаты Найфоновой полагает, что у следствия нет никаких причин держать под стражей 20 месяцев мать маленького ребенка.

Как стало известно «Росбалту», в окончательной редакции обвинения предъявлены экс-начальнику оперативного отдела следственного изолятора Михаилу Захарову и его бывшим подчиненным — Валентину Базаеву, Павлу Петрану, Антону Девятаеву и Анатолию Осмачко. Им инкриминируют две статьи УК РФ — 286-ю (превышение должностных полномочий) и 163-ю (вымогательство). Обвинения только по последней статье УК предъявлены «авторитету» Елдару Векуа и врачу-рентгенологу Фатиме Найфоновой. Сейчас все арестованные знакомятся с материалами дела, после чего обвинительное заключение будет направлено на утверждение в прокуратуру, после чего материалы передадут в суд.

В этой компании уголовника и охранников Найфонова оказалась так как являлась гражданской супругой Векуа и воспитывала их совместного ребенка, которому сейчас шесть лет. Ей инкриминируется только один эпизод вымогательства, тогда как ее предполагаемым подельникам — множество.

«Ей на карту поступили 30 тыс. рублей, на которые находившийся под стражей Векуа попросил купить продукты и лекарства для передачи в СИЗО, а оставшуюся сумму потратить на их общего ребенка. По сути Найфонова совершала снятие средств со своей карты по распоряжению отца своего ребенка, не вникая в вопрос о происхождении этих денег. Однако следствие настаивает, будто она знала о незаконном происхождении средств, — рассказал „Росбалту“ адвокат Фатимы Карен Нерсисян. — Однако давайте оставим обвинения в стороне. Вот уже почти 20 месяцев в СИЗО содержится не матерый уголовник-рецидивист, а уважаемый врач, один из лучших специалистов по магнитно-резонансной томографии в системе здравоохранения города Москвы. Коллектив больницы, где работает Фатима (а ее увольнять не стали), предлагал выпустить ее на свободу под их личное поручительство, даже собрал средства для залога. При этом шестилетний ребенок Найфоновой полностью остался без родительской опеки. Поскольку, напомню, его отец Векуа сейчас отбывает срок за другое преступление и ему грозит суд по этому делу. Мальчика воспитывает сестра Фатимы, у которой есть свои дети, кроме того, сейчас она беременна. Какую угрозу и кому может представлять врач, фактически мать-одиночка, чтобы до суда держать ее в СИЗО год и семь месяцев?».

По словам источника «Росбалта» в правоохранительных органах, бизнес на заключенных был хорошо отлажен в «Матросской тишине». Как только в изолятор прибывал новый постоялец, арестованный за экономические преступления или коррупцию (а это значит, что деньги у него «водятся»), к нему в камеру подсаживали «авторитета» Елдара Векуа. Он является видным представителем менгрельского криминального клана, связан с рядом абхазских «воров в законе». Елдар, его брат Теймураз и еще ряд их подельников промышляли в Москве тем, что выхватывали сумочки у прохожих и крали борсетки из дорогих автомобилей. Векуа не раз привлекался к уголовной ответственности и стал уже «родным» в «Матросской тишине» — как для «воров в законе», которые сделали его «смотрящим» за частью изолятора, так и для сотрудников СИЗО. В последний раз Векуа арестовали еще в 2013 году за грабеж, потом ему добавляли новые эпизоды преступной деятельности и статьи УК РФ — 158-ю (кража), 325-ю (хищение документов). Расследование растянулось на два года, приговор Елдару был вынесен только в январе 2015 года, но в колонию его до сих пор отправили.

Как рассказал собеседник «Росбалта», чаще всего Елдар проводил в одной камере с новичком VIP-заключенным сутки-двое, а иногда и ночь (потом его переводили в другие камеры). Однако этого времени ему вполне хватало, чтобы объяснить «правила игры». Помимо уже привычных слов о необходимости финансово помогать «общему», Елдар прямиком объяснял обеспеченному сидельцу, что, если он и дальше хочет пребывать в СИЗО в относительно комфортных условиях, то для этого надо заплатить. Причем суммы мзды исчислялись миллионами рублей. Деньги делились между «авторитетом» и сотрудниками изолятора.

Тех, кто отказывался, могли моментально перевести в переполненную камеру, набитую матерыми уголовниками. Также несогласного арестованного могли отправить в карцер или одиночную камеру, где отсутствует возможность не только связаться с внешним миром, но и вообще с кем-либо поговорить.

Одним из таких VIP-заключенных, которому «правила игры» объяснил Векуа, был владелец фирмы «Спецстроймонтаж» Дмитрий Комиссаров, арестованный за хищение средств Минобороны. За комфортное пребывание в СИЗО у него затребовали 10 млн рублей. При этом, как позже указывал предприниматель, ему искусственно создавались невыносимые условия в «Матросской тишине». Вскоре Комиссаров заключил сделку со следствием, в рамках которой сообщил и еще об одном известном ему преступлении — вымогательстве денег в изоляторе. Сотрудники ФСБ, проверяя информацию, несколько месяцев вели наблюдение за Елдаром Векуа и работниками СИЗО, телефоны которых поставили на прослушивание. В результате принятых мер были собраны материалы еще о ряде вымогательств у заключенных СИЗО «Матросская тишина», арестованных за экономические преступления. Потом всех подозреваемых задержали.

Юрий Вершов