Posted 5 февраля 2017,, 10:00

Published 5 февраля 2017,, 10:00

Modified 31 марта, 00:19

Updated 31 марта, 00:19

«Михайлов все валил на хакеров»

5 февраля 2017, 10:00
Глава 2-го управления ЦИБ отказался от признательных показаний.

Как стало известно «Росбалту», под стражей находится начальник еще одного управления Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ. Причем дело в отношении него, никак не связано с расследованием в отношении главы 2-го управления ЦИБ Сергея Михайлова.

Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, вскоре после ареста Сергея Михайлова контрразведчиками был задержан начальник другого управления ЦИБ ФСБ. Ему также предъявлены обвинения по статье 275 УК РФ («Государственная измена»). «По оперативным данным, он передал представителям одной из иностранных спецслужб материалы о контрразведывательной деятельности с указанием конкретных персон. Данные материалы хранились на носителях, которые не имели внешних подключений, и их функционирование входит в зону ответственности ЦИБ», — рассказал собеседник агентства. По его словам, данное расследование никак не связано с делом в отношении Михайлова. «Это две абсолютно разные истории, которые просто совпали по времени».

Собеседник «Росбалта» отметил, что, по версии следствия, Сергей Михайлов и его подчиненный Дмитрий Докучаев, используя служебное положение и свои возможности как сотрудников ЦИБ получали доступ к различного рода информации, которую впоследствии за вознаграждение передавали Руслану Стоянову (на момент ареста работал в «Лаборатории Касперского») и сотруднику еще одной компании, занимающейся проблемой компьютерной безопасности. Те переправляли сведения, полученные от Михайлова и Докучаева, знакомым за рубежом, которые тесно сотрудничали с иностранными спецслужбами.

«Это не разовая история, такая деятельность велась как минимум семь лет и наносила существенный вред интересам Российской Федерации», — отметил источник агентства. По его словам, Михайлов после задержания полностью признал вину. Но потом от своих показаний отказался. Собеседник «Росбалта» отметил, что «дело Михайлова» официально никак не связано с расследование в отношении создателей группировки хакеров «Шалтай-Болтай». «Это два отдельных дела, в деле „Шалтая-Болтая“ нет абсолютно никаких упоминаний о Михайлове, это расследование гораздо проще, чем его представляют журналисты», — рассказал собеседник агентства. По его словам, пересечение Михайлова и «Шалтая-Болтая» есть только на оперативном уровне.

Как отметил источник, с весны 2016 года Михайлов и Докучаев проводили ряд оперативно-розыскных мероприятий в отношении хакеров, летом они установили всех участников проекта «Шалтай-Болтай». «Однако по результатам работы не провели задержания. Они произошли позже и без участия Михайлова. В связи с этим к Михайлову, конечно, есть определенные вопросы. Как и вопросы об информации, появлявшейся на ресурсах „Шалтая-Болтая“ с лета 2016 года», — отметил источник «Росбалта».

По его словам, в деле «Шалтая-Болтая» и в деле «Михайлова» фамилия Владислава Суркова, чья «переписка» «утекла» хакерам, не упоминается. Однако источник признает, что Михайлов косвенно имел отношение к произошедшей ситуации. «Когда стало известно, что переписка попала к третьи лицам, расследование по данному факту вело подразделение Михайлова, и оно с завидным упорством пыталось настоять на том, что „почта утекла“ в результате хакерских взломов. Значит — ответственность ложилась на службу, которая занимается безопасностью почты с окончанием gov. Однако представители этой службы пришли к однозначному выводу: взлома не было, переписка „утекла“ иным путем. Настойчивость Михайлова в отстаивании версии о хакерской атаке крайне настораживала», — рассказал источник агентства.

Герман Александров