Posted 29 марта 2017,, 17:40

Published 29 марта 2017,, 17:40

Modified 30 марта, 23:46

Updated 30 марта, 23:46

Благоустройство на широкую ногу

29 марта 2017, 17:40
Московские чиновники раскрыли подробности грандиозного проекта «Моя улица», который планируется реализовать в городе за ближайшее лето.

В этом году ко Дню города в столице обещают благоустроить более 80 улиц. Новую жизнь обретут Лубянская, Хохловская площади, площадь Тверской заставы. Часть улиц в центре города сделают пешеходными. На другие участки, напротив, вернут автомобильное движение.

Декан Высшей школы урбанистики Алексей Новиков сравнил московское благоустройство по его масштабам с реконструкцией района Нижнего Манхэттена после трагедии 11 сентября. Заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков согласился, что «Моя улица» — крупнейший проект благоустройства современной Москвы.

Программа благоустройства городских территорий реализуется уже третий год. В 2015 году ей было охвачено 47 общественных пространств, в 2016 году — 61. В этом году благоустройство коснется более 80 городских улиц, площадей, городских переулков, набережных. «Программа «Моя улица» — это не просто ремонт, и даже не благоустройство. Это преобразование нашего города, формирование новой городской среды», — заметил заместитель мэра.

Он подчеркнул: удобство пешеходов для Москвы по-прежнему в приоритете. Поэтому тротуары на благоустраиваемых улицах планируется расширить: в среднем — на три метра. «Там, где это возможно, мы расширим тротуары до шести метров и более, — заявил Бирюков. — Такая их ширина позволит разместить уличные кафе или нестационарные торговые точки, и в то же время оставить место для пешеходов».

Программа благоустройства предполагает заметно повысить удобство передвижения по городу пешком. Для этого в 2017 году в городе будут созданы дополнительные наземные переходы, пандусы и плавные съезды.

Как заявила замглавы столичного департамента транспорта Алина Бисембаева, по итогам программы в городе появится еще 100 пешеходных переходов. В частности, на Краснопресненской набережной.

«В прошлом году в рамках благоустройства было приведено в порядок более 450 исторических зданий. На этот год в программу включено еще 317», — заявил Бирюков. Он подчеркнул, что речь идет не только о бережном сохранении, но и о воссоздании некоторых элементов, относящихся как к древним временам, так и к совсем недавнему прошлому Москвы.

К осени в городе прибавится общественных пространств. От парка «Зарядья», открытие которого запланировано на этот год, к метро «Площадь революции» будет вести новая пешеходная зона, которая пройдет от Варварки до Никольской улицы. «По сути, мы готовим оправу для «новой жемчужины» Москвы — «Зарядья»: благоустраиваем Варварку и Китайгородский проезд, и создаем здесь пешеходную зону. Она включит в себя Рыбный переулок, Биржевую площадь и Богоявленский переулок. Ее сердцем станет Биржевая площадь — одна из немногих каменных площадей Москвы. Сегодня она почти вся занята парковкой. По окончании благоустройства она превратиться в достопримечательность исторического района Китай-города», — заявил Петр Бирюков.

По его словам, основной деталью площади станет гранитный фонтан с возможностью посадки внутри него деревьев.

На Волхонке появится музейный квартал. Речь идет о формировании единого пространства от метро «Кропоткинская» до Пречистенской набережной. «Здесь на небольшой территории располагаются сразу два крупнейших объекта притяжения Пушкинский музей и Храм Христа Спасителя. Поэтому на Волхонке принципиальное значение имеет расширение пешеходного пространства. Территорию планируется озеленить, установить там малые скульптурные группы, призванные подчеркнуть особую атмосферу, связанную с искусством», — заметил Бирюков.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак согласилась: к Пушкинскому музею часто выстраиваются большие очереди, и создание удобного пространства для ожидания здесь было бы весьма кстати.

По итогам лета в Москве появится новая площадь — Хохловская. Сейчас большую часть этого участка на соединении Чистопрудного и Покровского бульваров занимает заброшенный строительный котлован. «Уникальность территорий определяет найденный археологами фрагмент стены Белого города 16 века. Он будет музеефицирован и станет центром площади», — подчеркнул Бирюков.

Хороший пример того, как территория после благоустройства меняет свое назначение, — набережные. В то время как одни давно стали излюбленными местами отдыха москвичей, другие остаются узкой полоской асфальта между парапетом и проезжей частью.

«В ходе работ пешеходная часть набережных будет расширена, добавятся деревья, разделяющие прогулочную и транспортную зоны. По итогам программы в городе должна появиться дуга удобных для пеших прогулок зон. Всего 12 набережных, 40 км. Все они будут выдержаны в общем стиле, но в то же время каждая будет отличаться присущими только ей деталями», — отметил заммэра.

В этом году полностью завершится благоустройство на Садовом кольце: 12,6 км в дополнение к тому, что было сделано в прошлом году. Особое внимание, по словам Бирюкова, будет уделяться благоустройству прилегающих площадей: Сухаревской площади площади Красных ворот. Что касается последней, здесь предусмотрено перераспределение парковочных мест, создание искусственного рельефа в виде холмов высотой до метра.

Будут завершены работы на Бульварном кольце. Проект благоустройства был изначально разработан сразу для всего кольца. «Решение проводить работы сначала на одной, потом на другой стороне, принято с тем, чтобы работы на важной транспортной артерии столицы принесли как можно меньше дискомфорта горожанам», — пояснил он.
Бирюков также добавил, что в рамках благоустройства планируется отремонтировать фасады домов, привести в порядок вывески. Также здесь впервые появится ландшафтная подсветка.

Кроме того по словам Бирюкова, проект предполагает организацию сквозного движения пешеходов по бульварам, для чего будут созданы дополнительные наземные переходы.

Заметно преобразится площадь Тверской заставы. Главным событием станет возвращение на свое историческое место памятника Максиму Горькому. После благоустройства к Белорусскому вокзалу вернется трамвайное движение, а также будет организована выделенная полоса такси для посадки и высадки пассажиров, появятся парковка и сквер.

Как уточнила Бисембаева, трамвай будет ходить с улицы Лесная на площадь Тверской заставы, и будет пересекать Тверскую улицу. Однако никаких заторов здесь в мэрии не предполагают. «Фаза светофора будет выстроена таким образом, чтобы максимально эффективно организовать движение как индивидуального, так и общественного транспорта», — подчеркнула она. В результате, от Белорусского вокзала до Каланчевской улицы можно будет доехать за 20 минут, до Олимпийского проспекта — 15 минут.

При этом, для автомобилистов появится новый сквозной проезд на 1-й Тверской-Ямской: будет организовано сквозное движение с улицы Васильевская на улицу Чаянова. При этом, улица Чаянова станет двусторонней, что позволит повысить связность двух районов по обе стороны 1-й Тверской-Ямской улицы.

По словам замглавы ведомства, новая зона с приоритетом для пешеходов появится на Якиманской набережной. «При этом, возможность проезда автотранспорта в ограниченном режиме будет сохранена. Таким образом, будет обеспечено более комфортное и безопасное движение для посетителей парка Музеон», — пояснила она.

Новые выделенные полосы оборудуют на Лубянском проезде, Сретенке, Большой Лубянке. Планируется вывод общественного транспорта на Садовое кольцо. Его поднимут из Калужского и Таганского тоннелей и пустят поверху через Калужскую, Серпуховскую и Таганскую площади.
Появятся дополнительные дублеры с парковочными карманами на Садовом кольце. Будет открыто движение на Болотной набережной: на участке от Болотной улицы до улицы Серафимовича. «Это позволит развязать конфликтный узел при выезде с улицы Серафимовича на Большой Каменный мост, — заметила Бисембаева. Она добавила, что на этом участке будут организованы безопасные пешеходные переходы и парковочные места.

«Делается все, чтобы благоустроенные улицы в течение ближайших десятилетий не пришлось тревожить для плановых ремонтов и тем более для устранения последствий аварий», — заметил Петр Бирюков.

По его словам, за последние 6 лет Москва забыла, что такое аварии на инженерных сетях, будь то тепло или электроэнергия. «Новая технология позволяет организовать инженерию города таким образом, чтобы в дальнейшем при авариях не пришлось перекапывать всю улицу. Речь идет о прокладке коммуникационных коллекторов с перспективой минимум на 40 лет», — подчеркнул Бирюков.

Как отметил в свою очередь замглавы департамента культурного наследия Леонид Кондрашев, программа дает обширную почву археологам для исследований. В прошлом году ими было сделано около 7 тыс. находок. Многие уже экспонированы в Музее Москвы. «Археологи будут сопровождать все участки работ», — заявил чиновник. Например, в этом году у них будет возможность обменить стену Китай-города, и сравнить эти данные с теми, что опубликованы в мемуарах Виноградова.

Как заметил Бирюков, в разработке проектов участвовали архитекторы не только из России, но и из Великобритании, Нидерландов, Германии и ряда других стран. Например, по словам директора проектов КБ «Стрелка» Александры Сытниковой, проект Лубянской площади выполнен норвежским архитектурным бюро, которое спроектировало Тайм-сквер.

Работы по программе «Моя улица» начнутся с апреля. «Основную долю работ — устройство кабельных канализаций, гранитное мощение, установка бордюров — на большей части объектов будем завершать в июле. Финальный этап сдачи объектов намечен на конец августа — начало сентября. То есть, ко Дню города практически все объекты по программе «Моя улица» будут завершены», — заявил чиновник.

Он добавил, что только высадка крупномерных деревьев будет проводиться в октябре—декабре 2017 года. «Это самое оптимальное время. В результате деревья лучше приживаются», — пояснил заммэра.
В связи с реализацией программы «Моя улица» в городе запланированы частичные перекрытия проезжей части. «В подавляющем большинстве случаев мы будем стараться перекрывать 1-2 полосы движения. Полного перекрытия движения по проезжей части мы будем стараться избегать», — заявила Бисембаева.

Помимо центральных улиц в программу вошли три вылетных магистрали, 5 пять въездных групп.

Как подчеркнул Бирюков, в этом году чиновники учли и проблемы с ливневками, и взяли на заметку более 120 адресов, подсказанных москвичами, чтобы доработать их в текущем году. Чиновник добавил, что работы по благоустройству производятся с гарантией — 3 года. Строители, которые выполняли работы, и устраняют существующие замечания.

Реализация программы предполагает три уровня постоянного контроля. Первый — производственный контроль, который осуществляет служба технического надзора заказчика. Второй — контроль со стороны технических инспекций. Третий — гражданский контроль. Как и в прошлом году, будет работать специальный раздел на портале «Наш город».

Также планируется установить на всех объектах камеры, которые в режиме реального времени будут транслировать происходящее на каждой площадке.

Анна Семенец