Posted 31 марта 2017,, 12:34

Published 31 марта 2017,, 12:34

Modified 30 марта, 23:45

Updated 30 марта, 23:45

Лучший друг — в наморднике

31 марта 2017, 12:34
Закон «Об ответственном обращении с животными» вышел на финишную прямую подготовки ко второму чтению в Госдуме.

По графику работы нижней палаты российского парламента, 24 марта закончился прием поправок в законопроект, призванный, наконец, урегулировать отношения животных и людей. Однако зоозащитники почему-то опасаются принятия документа, которого они так долго ждали.

В том виде, в котором он был принят в первом чтении, документ вводит ряд нововведений. Во-первых, он делит собак на потенциально опасных и безопасных по признаку породы, и для опасных вводит обязательную регистрацию. В изначальной версии документа в числе таких пород назывались американский питбультерьер, южноафриканский бурбуль, кавказская овчарка, алабай и ряд других.

Для остальных животных регистрация будет добровольной. В тексте сказано, что «владелец собаки потенциально опасных пород старше 18 месяцев обязан иметь свидетельство, подтверждающее прохождение собакой общего курса обучения (дрессировки)». Если такой бумаги нет, пса могут и не зарегистрировать, сказано в документе. Регистрацией займутся некоммерческие организации, список которых определит регион. По желанию владельца, при регистрации животному могут вживить микрочип.

Выходить на улицу с собаками из списка потенциально опасных без поводка и намордника документ запрещает — не зависимо от места выгула. Эти требования не относятся к щенкам до трех месяцев и собакам в холке меньше 25 сантиметров.

Также закон запрещает отлов бродячих животных в целях их умерщвления, и предлагает схему: отлов-вакцинация-стерилизация-возвращение на улицу, считая ее наиболее гуманной. Закон жестко регламентирует вопрос умерщвления. Оно допускается только в случаях, когда животное страдает бешенством, его заболевание несовместимо с жизнью и нужно прекратить страдания, оно напало на человека (за исключением случаев, когда оно охраняло территорию или защищало хозяина). Также документ допускает умерщвление нежелательного приплода — в возрасте до 10 дней.

Умерщвление возможно только гуманными способами, при помощи ветеринарных средств. При этом закон вводит категорический запрет на умерщвление в местах открытого обзора.

Иными словами, основную массу бродячих животных предлагается выпускать на волю. Однако законопроект предусматривает ряд случаев, когда животному предписано содержание в приюте. В случае возвращения животного владельцу, приют имеет право на компенсацию расходов, понесенных на его содержание.

Помимо всего прочего владельцев любых пород собак научат убирать за своими питомцами.

Камнем преткновения стал перечень пород собак, которые законодатели назначили потенциально опасными. «Мне не понятен сам термин „потенциально опасные породы“. Любое животное потенциально опасно, любая порода», — подчеркнула член президиума Российской кинологической федерации, президент национального клуба породы «Южнорусская овчарка» Ирина Швец.

Немало вопросов вызвала не только целесообразность такого списка, но и его содержание. «В Башкирии составили список, и в него вошла карельская медвежья собака. Хочется спросить, авторы списка вообще эту собаку видели? В России их всего 2 штуки, и в Башкирии они не живут. Это маленькая собака, похожая на русско-европейскую лайку. Чисто охотничья собака, у которой в стандарте, кстати, агрессивность к людям является дисквалифицирующим пороком», — подчеркнула Швец.

«Боюсь, что разделение пород на опасные и безопасные приведет к тому, что в итоге мы будет терять породы, терять племенное поголовье», — добавила эксперт.

С ней согласился президент Союза кинологических организаций России, кинолог, эксперт международной категории Владимир Уражевский: «потенциально опасных пород нет и быть не может — опасны владельцы». По его словам, воспитать агрессивно можно и йоркширского терьера. «Например, в Америке, согласно статистике, чаще всего хозяев кусают далматинцы», — проиллюстрировал он.

Уражевский обратил внимание на то, что уже сейчас агрессивные собаки, собаки со следами боев, не допускаются на выставки. Следовательно, они не используются в разведении.

«Собаки должны проходить аттестацию? Согласен. Но сначала нужно создать институты, которые выпустят тех, кто будет принимать аттестацию», — подчеркнул Уражевский.

Насторожило кинологов и то, что многие вопросы документ предлагает отдать на откуп регионам.

В свою очередь президент Центра правовой зоозащиты, юрист Светлана Ильинская и вовсе заявила, что документ вводит беззаконие — свободное обитание бродячих собак на улице. Она выступила против схемы: отлов-вакцинация-стерилизация-возвращение на волю. По мнению зоозащитницы, бездомных животных нужно содержать в приюте или умерщвлять.

Что касается пород, по словам Ильинской, в развитых странах опасными признаются собаки как вид — без разделения на породы. Списки особо опасных тоже есть, но там речь идет лишь о том, что владельцы оплачивают лицензию на их содержание. Правила выгула для всех одинаковы.

Меж тем, первый заместитель председателя комиссии ОП по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ, вице-президент Общероссийской общественной организации «Молодежный союз юристов РФ» Артем Кирьянов подчеркнул, что закон «Об ответственном обращении с животными» не только и не столько про выделение категорий потенциально опасных пород собак. Он в целом про наведения порядка в этой сфере. И сделать это нужно было четверть века назад, считает Кирьянов.

«Необходимо запретить эвтаназию животных, и закон это сделает. Необходимо определиться, что делать с безнадзорными животными. И единственный метод, который предполагает закон, — это стерилизация, вакцинация и возвращение на волю. Что касается выделения потенциально опасных пород собак, по некому списку, который будет составлять уполномоченный надзорный орган — это, в общем, полумера. Потому что собак нужно регистрировать всех. Законодатель это понимает, насколько я знаю. Но на сегодняшний день нет понимания того, как финансово обеспечить тотальную регистрацию, чипирование всех домашних животных. И речь здесь не только о собаках. В поправках, которые есть у комитета ГД по экологии, мы видим, что регистрация обязательна только для потенциально опасных собак. Можно долго спорить о терминах. Я знаю, что к ним есть вопросы. Но нужно понимать, что выделение потенциально опасных пород собак — решение политическое, промежуточное, которое в будущем должно превратиться в регистрацию всех домашних животных. Его можно поддерживать или критиковать, но другого пути пока у нас нет. Единственное, что меня в этом законе настораживает, так это то, что многие вопросы отданы в регулирование субъектам», — подчеркнул он.

Что грозит хозяевам животных потенциально опасных пород за нарушение закона, пока не очень понятно. Кирьянов предположил, что за выгул без поводка и намордника, скорее всего, будет назначен штраф в несколько тысяч рублей. Кто и как будет администрировать процесс — пока не ясно.

По словам эксперта, обсуждаемый документ — первый шаг в тотальному чипированию. Однако, как подчеркнула Швец, мера эта сегодня избыточна. В России существует две кинологические организации — СКОР и РКФ, которые объединяют до 90% владельцев породистых собак. На протяжении 25 лет эти собаки либо клеймятся, либо чипируются, так что вводить такую обязанность законодательно просто нет нужды. Но это касается породистых собак. В то же время про беспородных на этот счет в документе ничего не сказано.

Анна Семенец