Что бы ни случилось — повышай цены

Гостиницы Краснодарского края продолжают дорожать, турецкие, напротив, дешевеют. Но российские туристы по-прежнему выбирают Сочи.


© Фото Юлии Ефремовой

Краснодарские отельеры на волне прошлогоднего успеха вновь подняли цены. Некоторые гостиницы в этом году подорожали на четверть. Турецкие, напротив, продолжили снижать стоимость туров, предложив россиянам беспрецедентные 5-10 тыс. рублей на неделю, включая перелет. Несмотря на это, среди россиян Сочи по-прежнему остается самым популярным курортом.

Как рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, в этом году россияне предпочитают отдыхать в России. Отечественные курорты пользуются спросом — как среди самостоятельных путешественников, так и среди тех, кто предпочитает пакетные туры.

Третий год подряд абсолютным лидером остается Краснодарский край, в частности, Сочи. В прошлом году курорт принял 15 млн человек — столько же, сколько в совокупности приняли 10 самых популярных зарубежных стран. Крым — второй по популярности курорт, но интерес к нему по сравнению с прошлым годом заметно падает.

Тем временем, на арену выходят другие игроки. В этом году туроператоры открыли Томск. На маршрут «Сердце Сибири» они отправили первый консолидированный поток туристов. Главная достопримечательность — Таловские чаши. По словам Ломидзе, это природный феномен, который в народе называют «Сибирский Грааль». Причем, как подчеркнула эксперт, у этого направления есть потенциал как для внутреннего, так и для въездного рынка.

Среди зарубежных направлений в списке лидеров Турция, Греция и Испания, Кипр и Болгария.

«В связи с появлением Турции несколько потерял свои позиции Тунис. Напомню, в прошлом году на него наблюдался ажиотажный спрос. Объем продаж на 500% превышал показатели относительно благополучного 2014 года», — заметила Ломидзе. В 2015 году в Тунис ездили меньше, но это было связано с произошедшим в стране терактом.

«В 2016 году Тунис был просто прорывом года, но в этом несколько потерял свои позиции. Тем не менее, в 20-ку самых запрашиваемых зарубежных направлений он по-прежнему входит», — заметила глава АТОР.

Что касается Турции, возвращение страны на российский туристический рынок ознаменовалось рекордным снижением цен. В мае можно было купить недельный тур в трехзвездочную гостиницу по системе «все включено» по цене 10 тыс. рублей с человека — вместе с перелетом. Причем, как подчеркнула Ломидзе, речь не о маркетинговом предложении, а о реальной стоимости продаж. В бархатный сезон туры на неделю в Турцию продавались даже за 5 тыс. рублей. Такие предложения расходились «как пирожки».

«В высокий сезон цены, естественно, растут — 15-25 тыс. рублей на человека. Но все равно Турция никогда не была таким дешевым направлением, как этим летом», — заметила она.

Другие средиземноморские страны предпочитают просто не повышать цены в валюте для российского рынка, и этим ограничиваются. Но, например, Чехия в этом году пересмотрела цены для российского рынка.

«Это совсем не пляжное направление, тем не менее, благодаря хорошей ценовой политике Чехия в этом году вошла в 20-ку популярных зарубежных стран», — отметила Ломидзе.

Несмотря на теракт в Манчестере, сложности с визой и усиленные меры безопасности во всей Британии, в этом году российские туристы стали чаще бывать в Лондоне. Эксперт объяснила такое поведение снижением курса фунта, благодаря чему стоимость поездки в британскую столицу в рублях оказалась ниже прошлогодней.

Для Азии лето — не высокий сезон, и цены здесь ниже, чем зимой. Многие наши туристы этим пользуются. «В этом году, считают аналитики, Тайланд сможет превысить планку в полтора миллиона российских туристов. Напомню, до кризиса 2014 года было порядка миллиона», — заметила эксперт.

В числе стран, которые пользуются сегодня повышенным спросом, она отметила Доминикану. «Со следующей недели будет увеличен объем чартерных перевозок в этом направлении. Соответственно, цены будут еще ниже», — обратила внимание глава АТОР.

Средняя стоимость отдыха за границей сегодня составляет около 30-35 тыс. рублей на человека. Речь идет о неделе в трехзвездочном отеле, как правило, по системе «все включено». Но это цены июня. В высокий сезон они традиционно выше — 40 тыс. рублей на человека. Однако, по словам Ломидзе, многие россияне приобретали туры на июль—август заранее — на условиях раннего бронирования. Поэтому им этот отдых обошелся дешевле.

Российские гостиницы, в отличие от иностранных, придерживаются иной тактики: «что бы ни случилось, повышай цены». Так, в Краснодарском крае, в частности, в Сочи, цены на гостиницы подскочили в среднем на 15%. Некоторые из них подорожали сразу на четверть от прошлогодней цены. Для россиян, по словам главы АТОР, это оказалось ощутимо. Поэтому сейчас на туристическом рынке наблюдается застой.

Действительно, ценообразование в сочинских гостиницах не всегда поддается логическому объяснению. Так, в Болгарии отдохнуть втроем в пятизвездочной гостинице можно за 100 тыс. рублей, в Сочи — 200 тыс. рублей. И это при том, что гостиница уже не пять звезд, а четыре.

По словам Ломидзе, отчасти такое поведение отельеров объясняется эйфорией от прошлогоднего наплыва туристов: спрос есть — нужно поднимать цены.  Но есть и объективная причина. «В этом году для коллективных средств размещения увеличились налоги практически по всем пунктам. Отчасти они просто пытаются покрыть расходы за счет туристов», — объяснила глава АТОР.

Такой подход Ломидзе считает не самым удачным. К середине сезона гостиницы, как правило, оказываются недозагруженными, владельцы начинают снижать цены, появляются горячие предложения. Но менять ситуацию оказывается уже поздно.

Спорной считает Ломидзе и решение о введении в России курортного сбора. Пилот должен был стартовать в четырех регионах — Крым, Алтайский, Ставропольский и Краснодарский края — еще в марте, но пока застопорился. С суммой и механизмом сбора в регионах еще не определились. Если установить тариф в 30 рублей, этого может не хватить даже на обслуживание налога, при этом тариф в 150 рублей может отпугнуть туристов.

Кроме того, взимается пошлина только в том случае, если турист останавливается в гостинице. Таким образом закон невольно создает преимущества для частного сектора, который налогов не платит.

Закон о курортном сборе — довольно распространенная практика. По словам Ломидзе, она применяется во многих странах, где наплыв туристов таков, что ущерб от их пребывания начинает превышать доход от туристической индустрии. «Но это актуально только в тех странах, где количество туристов очень большое. Мы своих пределов еще не достигли ни в Алтае, ни в Крыму», — заметила Ломидзе.

Анна Семенец