Posted 28 июня 2017,, 14:35

Published 28 июня 2017,, 14:35

Modified 30 марта, 22:52

Updated 30 марта, 22:52

Защита от автобусов-убийц?

28 июня 2017, 14:35
Кто останется без транспорта, если депутаты вернут лицензирование всех пассажирских перевозок, и почему его все же стоит ввести, рассуждают эксперты.

На «заказные» автобусы могут ввести лицензии. Госдума рассмотрит предложение в осеннюю сессию. Эксперты предупреждают, что в Санкт-Петербурге похожий эксперимент обернулся проблемой. В разгар летнего сезона в городе осталась только одна компания, которая может возить детей на экскурсии. Водители зашиваются, автобусов не хватает, и руководство отказывается брать новые заказы.

Только за последний месяц «Росбалт» написал о пяти крупных авариях с автобусами. Погибли 25 человек, более 100 получили травмы. Причем, как утверждает глава Росавтотранса Алексей Двойных, «большей частью громкие ДТП связаны с нерегулярными рейсами». Такие перевозки пока не лицензируются, но Минтранс предлагает начать это делать.

На практике отделить регулярные перевозки от разовых сложно. «Заказные» автобусы выполняют 75% постоянных межрегиональных рейсов, заметила член Общественной палаты РФ Елена Сутормина. «В аэропорте „Внуково“ стоят автобусы, которые одновременно и „заказные“, и „до Юго-Западной“. То есть, каждый день им заказывают один и тот же маршрут?» — проиллюстрировал председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

Перевозчики прикидываются «заказными», чтобы не платить налоги, объяснил член Общественного совета при Минтрансе РФ Сергей Храпач. Ради прибыли они экономят на содержании парка автобусов, а техобслуживание проводят в гаражах. Владельцы таких компаний пренебрегают предрейсовыми медицинскими осмотрами водителей. За рулем детского экскурсионного автобуса может оказаться человек, который на протяжении месяца без выходных крутил баранку и мало спал.

Именно так произошло в Омске. Только в автобусе были не дети, а работники птицефабрики. Никто не проконтролировал, в каком состоянии водитель сел за руль. Как потом установили следователи, за полгода мужчина отработал сверхурочно 594 часа. В день аварии он 12 часов пробыл в кабине при температуре +40 градусов. Почувствовал себя плохо, вырулил на встречную полосу и столкнулся с КАМАЗом. В аварии погибли 16 человек, 11 получили травмы. Руководителям пассажирской компании дали по 4 года условно.

Минтранс предлагает не делить перевозчиков на «заказных» и регулярных, и ввести для всех одинаковые требования. Надзорным органам будет проще их контролировать.

Как подчеркнул глава Росавтотранса, лицензирование не приведет к дополнительной нагрузке на перевозчиков. «Мы говорим о том, что все перевозчики должны следить за техническим состоянием автобусов, и обеспечивать водителям нормальный режим труда и отдыха», — пояснил Двойных.

Некоторые регионы опередили Минтранс и уже ужесточили требования. Правительство Санкт-Петербурга разрешило возить детей на экскурсии только при наличии лицензии. На весь город нашлась только одна такая компания. Сейчас она физически не может справиться с потоком пассажиров, и вынуждена отказывать.

Если требования сделают общими для всех перевозчиков, без транспорта могут остаться жители отдаленных сел на Алтае, в Чите, на Камчатке, предостерег председатель Союза пассажиров. «По правилам, ночью автобусы должны стоять на охраняемой стоянке. Но на Камчатке сообщение устроено не так, как в Москве. Водитель целый день едет в одну сторону, там ночует, а на следующий день возвращается обратно. И в этом селе может не оказаться не только стоянки, но даже медпункта, чтобы провести предрейсовый осмотр. Получается, маршрут придется закрыть?» — рассуждает он.

Для школьных, студенческих и корпоративных автобусов общие правила тоже не годятся, считают эксперты. «У нас тысячи бюджетных организаций по стране. Никто не посчитал, сколько денег им придется тратить на лицензию, техобслуживание автобусов, заполнение бумажек. У каждого перевозчика должно быть девять журналов. Пять из них придется заполнять ежедневно. Для этого нужен отдельный сотрудник», — заметил Янков.

В прошлом году на покупку автобусов для региональных школ правительство выделило 3 млрд рублей. «Если введут лицензирование, школам будет проще сдать их обратно», — считает он.

Лицензирование не спасет от аварий, уверен член Общественного совета при Минтрансе. «Себестоимость перевозок часто выше, чем установленный чиновниками тариф за проезд. В таких условиях даже лицензированные перевозчики вынуждены экономить. Водители перерабатывают, но контролера к каждому не приставишь», — пояснил Храпач.

На место водителей, которых готовили еще по советской системе, приходят неопытные. Это либо иностранцы, которые плохо знают российские правила, либо водители маршруток, у которых совсем другая специфика.

«В ГИБДД есть база нарушителей. Нужно, чтобы любой мог зайти на сайт и посмотреть: сколько аварий на счету у водителя, нарушает ли он правила дорожного движения. Человек, который заказывает перевозку, имеет право знать», — считает Янков.

Простых решений в истории с автобусными авариями быть не может, согласились участники обсуждения.

«Безопасность движения зависит от трех факторов: дорога, транспорт и водитель», — напомнил член координационного совета при правительстве РФ по развитию детского туризма Сергей Минделевич. Он подчеркнул: в Забайкалье автобус опрокинулся на крутом повороте — без барьеров, предупреждающих знаков, разметки. Следственный комитет сообщает о халатности служб, которые отвечают за содержание этого участка дороги.

Лицензирование отложили до осени, но эксперты бьют тревогу. С 1 июля вступят в силу откладываемые с 2013 года новые требования к детским перевозкам, которые могут вызвать коллапс.

«По официальным данным, более 5 млн детей отдохнут этим летом в лагерях. Из них 90% привозят и увозят организовано. Через несколько дней вступят в силу новые правила, и 70% автобусов, которые отвозили ребят на смену, уже не смогут их забрать, и привезти новую смену», — подчеркнул Минделевич. По его словам, родителям уже звонят из летних лагерей и просят забрать детей самостоятельно.

Эксперты с момента принятия просят отменить эту меру. «Каждый раз, обсуждая это постановление, я прошу у Минтранса статистику, которая покажет, что автобусы старше 10 лет чаще попадают в аварии», — заметил в свою очередь Янков. Таких данных ни у кого нет, согласились эксперты. Собравшиеся почти единогласно, за исключением представителей Росавтотранса, попросили ведомство отменить опасное постановление. Тем более, что для этого еще есть время.

Анна Семенец