Posted 24 октября 2017,, 14:06

Published 24 октября 2017,, 14:06

Modified 30 марта, 21:46

Updated 30 марта, 21:46

Храмов назвал столетие после Октябрьской революции второй Смутой, которая закончилась с приходом Путина

24 октября 2017, 14:06

Минувшие 100 лет после Октябрьской революции были в истории России второй Смутой. Такое мнение высказал в пресс-центре «Росбалта» старейшина казачьей общины «Соболь» Виталий Храмов.

«То, что будет в ближайшие десятилетия волновать научную общественность, как рассматривать минувшее столетие — как излом истории или естественный исторический процесс. На самом деле, и те, и другие будут не совсем правы», — отметил Храмов.

По его словам, еще Лев Гумилев говорил о том, что в жизни каждой цивилизации, как и в жизни каждого человека, есть определенные периоды. Минувшее столетие, согласно теории Гумилева, можно описать как переходный период нашей цивилизации.

«Первый излом в нашей истории получил название Смута. Я считаю, что прошедшее столетие — это вторая Смута. Период с 1917 по 2014 годы — лишь один из эпизодов развития человечества», — отметил Храмов. По его мнению, события предыдущего столетия хорошо оценивать через призму исторического излома.

«Гумилев в своих трудах обосновывал на основе фактического материала, что у каждой цивилизации есть трехсотлетний цикл стабильного поступательного движения, потом идет столетний цикл перестройки, который обычно для простого обывателя связан с огромными потрясениями. Он заканчивается на ровном месте, и дальше вновь начинается трехсотлетний цикл поступательного движения. После первой Смуты государство было разгромлено на ровном месте, а после на ровном месте восстановилось. Вторая смута закончилась именем Владимира Путина. Все, что нам нужно знать, чтобы двигаться вперед, — была Смута, она закончилась. Через несколько поколений мы точно также забудем об этих перипетиях исторического излома. Не нужно пытаться примирить условных „белых“ с условными „красными“. Рана второй Смуты должна зарасти в общественном сознании, чтобы мы могли двигаться вперед», — заключил Храмов.