Posted 18 декабря 2017,, 18:03

Published 18 декабря 2017,, 18:03

Modified 30 марта, 21:13

Updated 30 марта, 21:13

Туристы выбрали Таиланд и лыжи

18 декабря 2017, 18:03
Спрос на новогодний отдых показал, что российская элита стала жить богаче, а средний класс — беднее.

Рост цен на новогодние туры премиального сегмента и высокий спрос на них еще раз продемонстрировали, что с благосостоянием у российской элиты все хорошо. А вот средний класс стал явно беднее, отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Самым популярным среди российских и зарубежных курортов стал Сочи, обогнав даже Таиланд.

«С конца лета стало понятно, что россияне вновь начали осторожно бронировать поездки. Связано это и с курсом, и с тем, что большинство наших туристов летний отдых предпочитают зимнему», — отметила Ломидзе на пресс-конференции в «Росбалте».

Тем не менее, спрос новогодних туров за границу по сравнению с прошлым годом вырос на 20%, по России — на 10-15%. Самым популярным зарубежным курортом оказался Таиланд — безвизовый и относительно бюджетный. «В Таиланд едут не только из Москвы и Санкт-Петербурга. Это основное зимнее направление для городов, расположенных за Уралом — в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Именно поэтому Таиланд — безусловный лидер по продаже новогодних туров.

В пятерку наиболее запрашиваемых зимних направлений также вошли Вьетнам, Доминикана и Израиль. В связи с отменой виз и крайне низкими ценами высокий спрос в этом году на Арабские Эмираты. «Среди экскурсионных туров в Европу лидирует Чехия — Прага, неплохо продается Париж и экскурсионные города Италии», — отметила исполнительный директор АТОР.

По ее словам, отсутствие Египта серьезно сказывается на рейтинге предпочтений россиян в зимнем сезоне. Напомним, российские власти договорились с Египтом открыть авиасообщение между Москвой и Каиром с 1 февраля. Но, по мнению эксперта, на туристический рынок и на продажу туров это решение никак не влияет.

«Египетская сторона, конечно, предложила внутренние чартеры, чтобы российские туристы могли из Каира добраться до Хургады и Шарм-эль-Шейха, и уже со следующего года туроператоры начнут предлагать россиянам такую опцию. Второй вариант — автобусные трансферы до курортных городов. Но при такой транспортной составляющей финальная стоимость тура не может быть бюджетной и экономичной. Иными словами, это будет совсем не та цена, которая так привлекала российских туристов в предыдущие годы», — отметила Ломидзе.

Вопрос о том, когда откроется авиасообщение с египетскими курортами, остается открытым. «Мы считаем, что это произойдет в течение 2018 года. Возможно, уже через несколько месяцев после того, как будет налажено регулярное авиасообщение с Каиром», — подчеркнула исполнительный директор АТОР.

Ломидзе считает, что если к летнему сезону появятся туры в Египет, Турция, конечно, частично потеряет свой турпоток. «Но если Египет не откроют, спрос на Турцию будет даже выше, чем в этом году, при сохранении тех экономических условий и политической конъюнктуры, которые мы видим сейчас», — отметила она.

«Некоторое время назад мы видели явное замедление бронирований на теплые направления перед визитом нашего президента в Египет. Туристы явно ждали, что курорт снова откроют. Но сейчас ничего подобного мы не наблюдаем», — заметила эксперт.

Во внутреннем туризме безусловный лидер — Сочи. По словам Ломидзе, он оказался самым популярным среди всех российских и зарубежных курортов, обогнав даже Таиланд. В прошлом году туристы предпочитали гостиницы ближе к Красной поляне и горнолыжным склонам, но в этом отели Имеретинской долины предложили хорошую цену, и туристы потянулись туда. До склонов и обратно для них организуют трансфер.

Что касается горнолыжных курортов в целом, они входят в десятку самых продаваемых зарубежных направлений, и в тройку самых популярных российских. «Наши горнолыжные курорты пережили абсолютный бум в 2015—2016 годах. В этом году спрос на них тоже активный, но такого ажиотажа, как в 2015—2016 годах, мы, конечно, не ожидаем, и рассчитываем на прирост в 10%. Главное, чтобы был снег, потому что сейчас далеко не везде лежит постоянный снежный покров», — заключила эксперт. Спрос на альпийские горнолыжные курорты вырос на 20%, на болгарские — на 10%.

«На экскурсионных направлениях, которые обычно входят в число наиболее запрашиваемых на новогодние каникулы, Санкт-Петербург, Москва, Казань, города Золотого кольца, мы видим некоторое снижение объема бронирований, и связываем это, в первую очередь, с экономической ситуацией. Туры как минимум не подешевели, а доход у людей не вырос», — объяснила исполнительный директор АТОР.

В целом новогодние праздники показали, что российский средний класс стал еще беднее, а элита — богаче. В этом году продавались либо очень дешевые, либо очень дорогие новогодние туры. Причем, пакеты премиального сегмента подорожали на 5-8%, но расхватывать их начали еще в сентябре, когда открылось раннее бронирование. «Рост цен именно в этом сегменте говорит о том, что с благосостоянием у премиального класса все хорошо», — отметила эксперт.

Стоимость бюджетного отдыха и вариантов среднего ценового диапазона за год практически не изменилась, если считать в валюте. Однако, дешевые туры расходились хорошо, а средний сегмент заметно просел, заметила Ломидзе.

Заграничный тур премиум-класса на неделю можно купить от 140 тыс. рублей на человека. Премиальные туры по России продаются по сопоставимой цене. То же происходит сейчас в бюджетном сегменте. «Разница в цене между российскими и зарубежными курортами, которую мы наблюдали еще в 2015 году, практически нивелировалась. Бюджетные новогодние туры за границу стоят от 60 тыс. рублей на неделю. Далекие направления, например, Тайланд, обойдутся в 90 тыс. рублей. И это хорошая цена, если вспомнить, что в 2013 году новогодние каникулы в Тайланде стоили от $2-2,5 тыс. (около 140-150 тыс. рублей по действующему курсу). Средняя стоимость туров по России составляет от 30 тыс. рублей с человека на неделю. Если ехать в Сочи — 50 тыс. рублей. Но это без учета дороги», — рассказала эксперт.

Сейчас комитет по импортозамещению в туризме активно разрабатывает новые экскурсионные маршруты. Настоящим прорывом 2018 года может стать Ульяновск, считает Ломидзе. «Город позиционирует себя как часть «красного маршрута», пытается привлекать не только российских, но и иностранных туристов, которых интересует история коммунистической партии», — отметила Ломидзе. По ее словам, уже через год-два в Ульяновск могут потянуться иностранцы.

В перспективе привлечь туристов могут города «Императорского маршрута». Он приурочен к годовщине трагической гибели семьи Романовых, и охватывает такие города как Екатеринбург, Тюмень, Тобольск.

«У маршрута есть большой потенциал жить и развиваться даже после юбилейного 2018 года», — считает Ломидзе. По ее словам, он включает те города, которые и раньше были на туристической карте, но воспринимались скорее как наша внутренняя экскурсионка.

«Императорский маршрут» однозначно заинтересует иностранцев. Но об этом можно будет говорить не раньше 2019 года, считает Ломидзе.

По ее словам, Минкульт предложил раскручивать туристические маршруты, поделив их по федеральным округам. «Изначально бизнес воспринял эту идею скептически, потому что, скажем, «Восточное кольцо» включает в себя все регионы Дальневосточного федерального округа. В отличие от Золотого кольца, этот маршрут от Якутска до Хабаровска невозможно объехать ни за несколько дней, ни даже за несколько недель. Но такого рода брендирование упрощает продвижение сразу целого ряда регионов», — считает Ломидзе.

По ее словам, за последние годы уже появилось несколько подобных туристических маршрутов — «Русские усадьбы», «Великий Шелковый путь», «Восточное кольцо», «Серебряное ожерелье», «Великий Волжский путь».

Маршрут «Серебряное ожерелье», по словам Ломидзе, стал прорывом прошлого года. «Бренд был запущен несколько лет назад, но только в прошлом году туристы активно поехали по Карелии, Мурманску, Архангельску», — отметила исполнительный директор АТОР.

«Не стоит забывать, что «Золотому кольцу» понадобилось как минимум 15 лет, чтобы прочно осесть в сознании людей. Главное здесь — продвижение, которого, увы, не хватает», — посетовала эксперт.

Но пока иностранные туристы едут преимущественно в Москву и Санкт-Петербург. Третий год подряд их количество растет. По итогам текущего года туроператоры прогнозируют увеличение турпотока на 18%.

«Прирост обеспечивают азиатские страны, в первую очередь, Китай. Растет спрос на туры в Россию из Ирана, Таиланда, Вьетнама, Индии. Но по сравнению с миллионом наших туристов, которые ежегодно едут в Таиланд, их 200 тысяч для нас не слишком заметны», — резюмировала Ломидзе.

Анна Семенец