Posted 10 сентября 2018,, 11:37

Published 10 сентября 2018,, 11:37

Modified 31 января, 20:42

Updated 31 января, 20:42

Тише едешь — дальше будешь

10 сентября 2018, 11:37
Трамвайные пути в Москве сделают максимально бесшумными, а высокие платформы вкупе с низкопольными вагонами обеспечат удобство инвалидам.

Журналистам рассказали, как в столице проходит капремонт трамвайных путей, чем новые рельсы принципиально отличаются от старых, а также, когда москвичи смогут по ним проехать.

«Сегодня в столице больше 418 километров трамвайных путей. Каждые 15 лет они подлежат замене. Сейчас в городе действует программа капитального ремонта. До 2020 года в столице заменят больше 60 километров трамвайных путей. Рабочие полностью поменяют конструкцию линий, верхнее покрытие, установят автоматизированные стрелочные переводы, обновят контактную сеть и систему водоотвода», — отметил начальник отдела рельсовых путей трамваев ГБУ Мостранспроект Сергей Сухарев.

Кроме того, там, где это возможно, установят высокие посадочные платформы, что позволит пользоваться трамваями инвалидам и мамам с колясками.

«Мы уже внедрили низкопольные трамваи. Высокие платформы позволят выровнять уровень между вагоном и остановочной площадкой, чего раньше не было», — отметил Сухарев.

Но высокие платформы можно оборудовать не везде. Например, на улице Бориса Галушкина, где путь проходит в середине улицы, сделать этого не получится. Но на некоторых бульварах такое возможно. Там, где дорога проходит с правой стороны от посадочной площадки.

На мостах, по словам специалиста, будут укладывать монолитные конструкции на пример той, что появилась на Новоспасском мосту в 2000 году. За 18 лет не было ни одного нарекания по ее работе.

«Монолитная конструкция отличается тем, что рельсы укладываются не на шпалы, а заливаются в бетон. Увеличивается срок службы. Такие пути не нуждаются в частом обслуживании», — объяснил Сухарев.

По его словам, в прошлом году на Красноказарменной улице был уложен экспериментальный участок путей с виброшумоизоляционными матами. «В ходе эксперимента мы замерили звук до и после укладки матов. В результате, трамваи стали ездить еще тише, чем планировалось по нормативам. Такую конструкцию мы применяем на всех линиях, которые попали в программу капремонта», — заметил специалист.

Как рассказал замначальника отдела технологического оборудования и инфраструктуры технической службы ГУП «Мосгортранс» Андрей Горцев, в этом году капитально отремонтируют пути на Новоспасском мосту, на Донбасском путепроводе, на разворотном кольце Балаклавского проспекта, на улице Бориса Галушкина. Уже закончились работы на небольшом участке в районе улицы Академика Королева. Всего в 2018 году капремонт затронет почти 20 километров путей. Помимо уже названных улиц, на которых работы ведутся, до конца года заменят пути на Большом Устьинском мосту, Холодильном переулке, Большой Калитниковской улице.

По словам специалиста, капремонт одного километра пути стоит 60-90 млн рублей. Но конкретная сумма зависит от типа и вида покрытия или его отсутствия, а также от вида конструкции.

«На улице Бориса Галушкина, где сейчас идет капремонт трамвайных путей, частично закрыто движение трамваев. Почему частично? По этой улице на другие линии идут трамвайные вагоны из депо Баумана, которое расположено неподалеку. Поэтому сейчас фактически заменяется только один из путей. По-другому идет реверсивное движение вагонов утром и вечером. Один путь уже почти заменен, уложена рельс-шпальная решетка, засыпан щебень. Рабочие варят стыки. Всего этот участок линии на улице Бориса Галушкина и дальше на Ростокинском проезде — 4,5 километра. Работы здесь начались в начале июля. Завершить их планируется уже в сентябре», — отметил Горцев.

Кроме того, по словам представителя Мосгортранса, адресная инвестиционная программа Москвы предусматривает проектирование и строительство новых трамвайных линий, которые пойдут в районы Бирюлево Западное, Бирюлево Восточное до 6-го микрорайона Загорья. Еще одна трамвайная линия пройдет по шоссе Энтузиастов в район Ивановское. Сейчас эти линии проектируют. Заказчиком выступает столичный департамент строительства.

«Новые трамвайные линии, которые планируется построить в Бирюлево и по шоссе Энтузиастов проектируются таким образом, чтобы трамвай везде проходил на обособленном полотне, и чтобы как можно меньше было пересечений с автомобильными дорогами. В свое время при застройке Чертаново технологический коридор трамвайной линии в Бирюлево был заложен, благодаря чему трамвай пойдет по обособленному полотну вдоль улицы Красного Маяка, вдоль улицы Подольских курсантов, и дальше вдоль Элеваторной улицы», — рассказал Горцев.

Новые пути проектируются с таким расчетом, чтобы по ним мог проехать любой тип подвижного состава, в том числе спецтехника, например, вагон—снегоочиститель.

Проектированием и строительством занимается комплекс градостроительной политики. Мосгортранс как эксплуатирующая организация, лишь выдает технологические условия и рекомендации на стадии проектирования. В программу капремонта попадают те линии, которые в последние полтора десятилетия не ремонтировались.

«За восемь лет в Москве обновили больше 200 километров трамвайных путей. Большое внимание город уделяет строительству приподнятых посадочных платформ. Раньше такого не было», — заметил он.

Но это не единственное нововведение. «Например, на улице Бориса Галушкина рельсы укладываются на железобетонные шпалы на анкерные крепления. Верхнее покрытие будет из крупноразмерных плит, которые будут укладываться не просто стык в стык с рельсами. Вдоль рельсов будут укладываться специальные резиновые профили, которые тоже будут снижать уровень шума и поглощать вибрации», — отметил представитель Мосгортранса.

Однако, при ремонте трамвайных путей используются достаточно устаревшие стрелки, которые значатся в техзадании Мосгортранса, и новые «Витязи» на некоторых участках ездят с достаточно небольшой скоростью — не выше пяти километров в час, отметили журналисты.

Горцев объяснил это тем, что закупка иностранных стройматериалов, техники и комплектующих сейчас не так проста, как кажется, и зависит это не от Мосгортранса, а от внешней политики.

«Приходится закупать стрелки, изготовленные по тем чертежам и конструкциям, которые были придуманы не сегодня, и даже не вчера. Но при капремонте мы полностью обновляем рельс-шпальную решетку. Что касается скорости движения, какой бы современной не была стрелка, какой бы не была скорость, разрешенная заводом—изготовителем этой стрелки, у нас есть правила технической эксплуатации трамваев, которые говорят, что водитель при проезде расходной стрелки должен проезжать со скоростью не выше пяти километров в час. Это вопрос касается не только применения новых конструкций, но еще и внесения изменений в действующую нормативную базу. Это возможно, но процесс очень трудоемкий и длительный в плане согласования», — объяснил он.

При этом, по словам специалиста, по нормам сами стрелки должны меняться чаще, чем пути. «Их можно заменить в любой момент, не меняя само полотно. В следующий раз, если действующая нормативная база изменится, мы будем закупать более современные стрелки», — заметил он.

Анна Семенец