Posted 26 октября 2018,, 09:23

Published 26 октября 2018,, 09:23

Modified 31 января, 21:10

Updated 31 января, 21:10

На кепку светофор не навесишь

26 октября 2018, 09:23
Искусственный интеллект может не только водить автомобили, но и регулировать дорожное движение.

Развитие высоких технологий, возможно, вскоре приведет к тому, что вслед за водителем в отставку будет отправлен и светофор.

Международные СМИ обошла пока довольно краткая новость о том, что компания Ford в США разработала умную систему, способную, после ее надлежащего развития, избавить дороги от светофоров и регулировщиков. При этом сами перекрестки ликвидировать не планируется.

В Интернете демонстрируется очень нехитрый одноминутный видеоролик. На простом (и пустом) перекрестке едут перпендикулярно и друг навстречу другу две машины. Их бортовые компьютеры входят во взаимодействие и, согласно заданной им обоим программе, определяют, кому лучше уступить дорогу, чтобы всем было удобнее.

Видно, как водитель одной из машин получает на пульт сигнал — даже не остановиться, а просто держать скорость не выше 50 км/ч. И благодаря этому одна машина пропускает другую, лишь чуть замедляя ход. Просто и со вкусом. Не приходится сомневаться, что на современном уровне информационных технологий «эта штука» превосходно действует.

«Мы знаем, какую головную боль для водителей представляют перекрестки и светофоры, — говорит представитель компании Кристиан Ресс. — Но сегодня мы уже можем предсказать будущее, в котором автомобили станут ощущать друг друга и окружающую среду — и сознательно взаимодействовать, помогая друг другу, в том числе, на перекрестках».

Предполагается, что избегать столкновений умные машины смогут примерно так же, как пешеходы: видя друг друга издали и — спокойно «расходясь» без помощи светофоров и регулировщиков.

Насколько это все реально? Вообще-то, первая мысль — ролик смотрится даже не умильно, а издевательски. С двумя-то машинками на полигоне у вас все получится, но как насчет реального транспортного потока? Но, может быть, стоит довести технологию до совершенства, — и мы избавимся от светофоров, а заодно еще и топливо сэкономим, и колодки тормозные, и воздух чистый?

Как заметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» директор Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Александр Кулаков, система такого рода вполне реальна. Но — при двух важных условиях, каждое из которых сразу отодвигает ее воплощение на существенный срок.

Во-первых, в видеоролике участвуют две машины с водителями — и сами фордовские проектировщики лишь в будущем предвидят использование хитрой системы на беспилотных автомобилях. Российский эксперт поставил вопрос иначе: только на беспилотных машинах это и имеет смысл.

«Подъезжаешь иногда к светофору, ждешь, — рассказал Кулаков. — На пересекаемом направлении горит зеленый, а машин там нет — дорога пустая. Вот эти нюансы можно было бы решить путем таких „IT-внедрений“, путем того, что за всем следила бы автоматика. И следила бы именно „из-за руля“: не с улицы, не откуда-нибудь из космоса, а именно из-за руля. Каждый посылает свой сигнал, и каждый по этому сигналу получает возможность проезда».

Однако все это станет работать при условии, что «мы исключаем из данной системы человека». Потому что разные водители даже на один и тот же сигнал среагируют по-разному, и результатом окажется масса аварий. Если человека нет, то беспилотные машины превосходно держат скоростной режим, прекрасно могут встраиваться между собой, предупреждая друг друга.

«А с водителем — какой смысл? — подчеркнул эксперт. — Это бессмысленно. Посыл человеку — это все равно тот же человеческий фактор, то же нажатие на педаль тормоза. Есть такое понятие — остановочный путь, в который, кроме самого тормозного пути, когда нажал водитель на педаль, сработала система пневматики или гидравлики, входят еще и действия человека. Пока к нему пришла информация, он подумал, ногу занес, поставил на педаль тормоза — это все человеческий фактор. И если эту информацию давать человеку, который будет сидеть за рулем, а не автоматике — то все это пустое. Проще те же самые светофоры».

Только когда весь автотранспорт перейдет на беспилотный ход, и можно будет внедрять «бессветофорный искусственный интеллект», который и даст возможность повысить эффективность движения. Даже можно примерно оценить, насколько. По оценке эксперта, где-то на четверть.

Но и здесь еще рано радоваться, потому что есть второе условие, даже еще более серьезное. А с пешеходами-то как быть? Они же тоже участники движения на перекрестках. Это друг с другом люди, как правило, расходятся благополучно, а люди с машинами — как?

«Если мы начнем воздействовать на автомобиль, который будет управлять, по сути, сам собой, то как мы будем управлять пешеходом? — спрашивает Александр Кулаков. — Мы же к нему в голову не залезем, чтобы он мог видеть ситуацию так, как ее будет видеть умный автомобиль. Это первая деликатная и не поддающаяся решению проблема».

Идея снабдить поголовно всех пешеходов некими приемниками сигналов, прикрепив их куда-нибудь «на очки или на кепку», представляется уже куда менее реальной и отдает чем-то тоталитарным.

Таким образом, система бессветофорного искусственного интеллекта, вероятно, когда-нибудь получит-таки применение, но только с участием полностью беспилотных машин и на тех участках, где автотранспорт и пешеходы будут очень жестко «разведены» по разным потокам и уровням. Остается надеяться, что таких участков будет много. Но не в центре города, «не на Мясницкой», условно говоря.

Леонид Смирнов