Posted 20 декабря 2018,, 18:38

Published 20 декабря 2018,, 18:38

Modified 31 января, 21:41

Updated 31 января, 21:41

Заселфиться с Путиным

20 декабря 2018, 18:38
Посмотреть на президента можно и в трансляции, поэтому многие приходят на ежегодную пресс-конференцию, чтоб себя показать и выложить фотку с главой государства в Instagram.

В этом году пресс-конференция президента РФ побила очередной рекорд по количеству участников. На нее аккредитовалось больше 1,7 тыс. человек. Многие собирались идти на встречу с президентом семьями. Нередко в списке аккредитованных встречались одинаковые фамилии и отчества журналистов от одного издания.

Традиционно встречался Путин со СМИ в Центре международной торговли. У станции метро «Выставочная» журналистов встречали «шаттлы» — микроавтобусы Ford с российской символикой. По всей подземке развесили указатели к нужному выходу.

У ЦМТ вновь прибывших приветствовал вежливый охранник: «Подъезд № 4. Туда, пожалуйста».

Еще до входа охрана сканирует бейджи, сразу за стеклянными дверями стоят рамки. Журналистам предлагают складывать в контейнеры сумки, телефоны, металлические предметы и верхнюю одежду, затем отправлять на ленту.

По громкой связи представителей СМИ просят оставить крупногабаритные вещи в гардеробе, не проносить в зал плакатов больше формата А3 — они будут мешать коллегам. Кстати, об этом предупреждали в рассылке, и, кажется, проблем с плакатами ни у кого не возникло. Даже гигантский бубен с надписью «Когалым» удалось пронести.

Из холла представители СМИ попадают сразу в буфет, где у каждой стены расставлены длинные столы с бутербродами, круассанами, пирожками и кофе. «Подождите, сейчас хачапури с сыром горячие принесут», — заботливо останавливает кого-то официант.

До пресс-конференции еще два часа, можно и подождать. За моим столиком две девушки, закусывая очередным бутербродом, обсуждают, как заселфиться с президентом.

Людей в карнавальных костюмах сегодня не много. Самой заметной стала Снегурочка из Волгограда — Диана Егорова, интернет-газета «Кривое зеркало». Журналисты издания ездят на встречу с Путиным не первый год, но до этого никому из них подержать в руках микрофон не удавалось. Поэтому в редакции решили пойти на крайние меры. «Снегурочка — чистый и наивный персонаж. Вот и я, как наивная Снегурочка, жду перемен в Волгоградской области. Вопрос серьезный. Касается работы депутатов Волгоградской облдумы и сферы ритуальных услуг, которая в регионе монополизирована. И руководит ею действующий местный депутат. Все постановления прокураторы и УФАС игнорируют», — посетовала Егорова.

Несмотря на то, что до начала остается больше полутора часов, журналисты уже заняли очередь у входа в зал. В ожидании президента снимают друг друга. Для многих эта пресс-конференция — способ привлечь внимание не только главы государства, но и коллег из федеральных СМИ, которые расскажут о проблемах регионов. Вот, например, главный редактор газеты из Кинешмы приехал специально, чтобы выразить протест против строительства могильника радиоактивных отходов недалеко от родного города.

Корреспондент медиахолдинга «Западная Сибирь» хочет спросить о программе развития малых городов в регионе, который целиком зависит от добычи полезных ископаемых.

Совсем еще юный журналист из «Мичуринской мысли» Григорий Поляков, которого на пресс-конференцию главы государства отправил папа — редактор издания, намерен узнать у президента, почему на фоне строительства современных образовательных холдингов государство совершенно забыло о старых школах. «Я пока еще школьник, учусь как раз в одной из таких. Свой вопрос обсуждал и с отцом, и с директором школы, и оба одобрили. Директор тоже обеспокоен этой проблемой», — отметил Поляков.

Главного редактора газеты «Оренбуржье» Юрия Мещанинова волнует другое: не собирается ли Путин после выхода США из договора о сокращении ракет средней дальности, вновь установить в Оренбурге ракеты, которые последние годы демонтировали.

В прошлом году президента привлек плакат «Путин — бабай», который он прочитал как «Путин бай-бай». В этом году журналисты того же издания из Набережных Челнов снова решили использовать этот ход, написав на А3: «Татарстан бай-бай».

— У нас в каждом жилом доме открываются пивнушки: иногда по две, иногда и по шесть. Я понимаю, есть рынок, есть конкуренция. Но нужно же что-то делать, чтобы остановить алкоголизацию населения, — говорит хозяйка плаката Анна Перебаскина.

— Вы правда считаете, что государство должно вмешаться и позакрывать пивнушки? И после этого люди перестанут пить? — спрашиваю коллегу.

— Ну, население этой проблемой озабочено, — пожимает плечами девушка.

А вот московский коллега, которого я тоже встретила в очереди, табличку не приготовил.

— Какой будешь вопрос задавать?

— Да кто б мне дал, — смеется.

— А почему нет?

— Ну, не знаю. Не буду я задавать вопросы. Хотя, посмотрим.

Двери в зал распахнулись еще до 11:00. Первыми пускают операторов и фотокорреспондентов, очередь движется быстро. На входе сканируют бейджи, проверяют сумки и отбирают еду и воду. Кто-то на ходу дописывает плакаты.

— Решила срочно нарисовать второй, — говорит Анна из «Ростов.Медиа».

— А что пишете?

— У меня сегодня день рождения!

— Это правда?

— Правда, — смущается девушка. Очередь оживляется, звучат поздравления.

— А что спросить хотите?

— Почему у нас люди с тяжелыми заболеваниями не получают льгот и работают на лекарства, которые по непонятным причинам не включены в перечень жизненно важных.

— Интересно, это у нас медицина дорогая или зарплаты маленькие? — пытается шутить ее коллега, которая держит плакат, пока Анна выводит буквы.

Тем временем очередь заметно уменьшилась. До пресс-конференции остается 50 минут. Почти все места в зале заняты. Там, где людей нет физически, лежат вещи или плакаты. Мои соседки обсуждают сумки, которые дарили журналистам на стойке выдачи бейджей: «Это ж сколько денег нужно было потратить?» И правда: 1702 сумки — шутки ли.

До начала пресс-конференции 40 минут, но журналисты зачем-то уже держат в воздухе плакаты. Видимо, тренируются. Надписи, в основном, географического свойства: Сибирь, Тверь. Саров. Бурятия. Молодежь Дагестана. Есть среди них и весьма забавные, вроде «Давайте выпьем!», и даже заведомо обреченные: «Откуда у Золотова все?». Но, несмотря на то, что зал пестрел табличками, особого оптимизма у журналистов не было.

«По статистике, из 1700 человек свои вопросы смогут задать только 70. В прошлом году было 55. В сети уже выкладывали список топовых тем. Например, когда вернется СССР? Думаю, 70% вопросов будут примерно об этом. Ответить президент может как угодно, и все равно это будет ответ», — говорит коллега из Королева.

В этот раз пресс-конференцию начали практически вовремя. Сначала в зале появился пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, а через пару минут на сцену поднялся Владимир Путин. Президента встречали жидкими аплодисментами.

Общение с журналистами глава государства начал с привычной мантры: в стране растут ВВП, экономика, промышленность, потребительский спрос, и даже реальные доходы населения, которые много лет подряд падали, к концу года могут подняться на 0,5%. Увеличилась продолжительность жизни: за год — на два месяца. И пенсии тоже вырастут, обещает президент.

«Преступаем к вопросам и моим попыткам на них ответить», — говорит Путин. Песков предлагает начать с кремлевского пула. Президент шутит: «Как не порадеть родному человечку, да?» и первые ряды тут же заливаются смехом.

Первый вопрос от корреспондента ТАСС про критерии нацпроектов, на которые Россия направляет львиную долю федерального бюджета. «Счетная палата говорит, что сейчас их эффективность вообще нельзя оценить», — поясняет журналист.
Путин, как всегда, отвечает на свой вопрос, долго рассказывает про целесообразность национальных проектов, где-то в середине вставляет «нам нужен прорыв», в заключении выдает, что «контроль должен быть действенным, а надзор — реалистичным».

Следующий вопрос от ВГТРК, в сущности, о том же: Кудрин говорит, что на протяжении 10 лет экономика растет в среднем всего на 1% в год. Для прорыва, о котором вы говорите, темпы роста должны быть в четыре-пять раз выше. При этом, в правительстве обещают, что в ближайшие годы рост экономики будет не выше 2%. Вы командой Медведева вообще довольны?

Путин напоминает, что рост был таким же, когда Кудрин сам занимал пост вице-премьера, и советует главе Счетной палаты не пенять на зеркало. Экономику страны подкосили именно мировые кризисы и падение цены на нефть, считает президент, о чем он еще несколько раз за встречу напомнит. «Конечно, нужно менять структуру экономики, на это и нацелены нацпроекты», — резюмировал Путин. Круг замкнулся.

Дальше микрофон перешел к журналисту из Волгограда, который вдруг вспомнил, что 20 лет назад в городе закрыли военное училище, и хорошо бы его восстановить. «Нужно посмотреть, что там можно сделать», — не слишком уверенно отвечает президент. «И знаете, ведь посмотрит», — комментирует соседка по креслу и одобрительно кивает.

Следующей внимание Пескова привлекла «девушка в черном без табличек». «Вы говорите, что бюджет профицитный. Тогда зачем поднимать НДС до 20%, вводить налог на самозанятых?» Здесь президент снова вспоминает мировой кризис, говорит, что нужно снижать зависимость экономики от цены на нефть. Очевидно, сделать это планируется за счет роста налоговой нагрузки. «Это даст дополнительные деньги в бюджет и возможность реализовывать нацпроекты», — резюмирует глава государства.

Журналист Первого канала просит успокоить россиян, которые всерьез начинают боятся ядерной войны. Путин отвечает, что проблема недооценена. «Нормально успокоил», — шутит кто-то с задних рядов.

Президент не упускает случая погрозить пальцем в сторону Запада: «США выходят из договора по сокращению ракет средней дальности. Мы должны будем обезопасить себя. И пусть потом не пищат, что мы добиваемся каких-то там преимуществ. Мы свою безопасность обеспечим».

Традиционно акцент сместился на внешнюю политику. Путин упрекнул Украину в провокации за инцидент в Керченском проливе, и заявил, что негоже, рискуя жизнями своих граждан, повышать политический рейтинг накануне выборов. Что до задержанных украинских военных, их судьба пока не решена — идет следствие. И вообще, уровень жизни на Украине все хуже и хуже, и в экономике, и в социальной политике — полный провал.

«Дело Скрипалей» он назвал поводом организовать очередную атаку на Россию, цель которой — сдерживать развитие РФ как возможного конкурента. «Скрипаль жив, а журналист Хашогги убит. При этом Россия получила санкции, а во втором случае — тишина. Русофобский подход», — резюмировал президент.

В то же время Путин заверил, что страна готова и к новой волне санкций. Россия почти всю жизнь живет в условиях ограничений, и связано это, конечно, с ростом могущества страны и повышением конкурентоспособности, считает глава государства. «Появляется мощный игрок, а считаться с ним не хочется», — добавил он.

При этом сама Россия от санкций не страдает. А вот Европа загибается, потеряв крупнейший рынок сбыта и утонув в безработице.

Что до внутренней политики, ее обсуждали в основном в разрезе частных проблем. Питерское издание попросило главу государства посодействовать в строительстве стадиона для детей из неблагополучных семей. Президент сказал, что поговорит с главой региона, и заверил, что вопрос будет решен. Также он пообещал решить проблему обманутых дольщиков, тоже из Санкт-Петербурга. Разобраться, почему закрывают последний в стране институт, который занимается вопросами обработки льна.

Президента благодарили, поздравляли с Новым годом, желали здоровья и звали в гости. Правда, принял он только одно приглашение — из Чечни. Журналисты все громче кричали с мест, размахивали табличками.

Вопрос о пенсионной реформе прозвучал на пресс-конференции единожды и как-то вскользь. Путин повторил свое обращение к народу, и если резюмировать его ответ, то в правоте принятого решения глава государства не сомневается.

На вопрос о женитьбе он ответил весьма уклончиво: «Как порядочный человек, когда-то должен буду это сделать». Зал смеется и аплодирует.
Ближе к развязке задали вопрос о переработке мусора. Несмотря на то, что вопрос был из Челябинска, ответ мог бы удовлетворить сразу всех, кто интересуется проблемой: до 2024 года в стране построят 200 мусоросжигательных заводов, и не известно, хватит ли этого. О переработке — ни слова.

А вот и вопрос про возврат к СССР. «Путин-Бинго». Коллега из Королева даже отлип от телефона и смеется.

Журналистка из частного федерального канала «Министерство идей» интересуется:

— Как вы себя чувствуете?

— Не дождетесь, — шутит Путин, зал снова заливается хохотом.

— Нужна ли вам помощь?

— Как вас зовут? — спрашивает президент.

— Екатерина.

— Катя, ну это мы с вами потом обсудим, — лукаво улыбается Путин, а журналисты, как по команде, опять выдают дружный смех.

Прошло 3,5 часа. Президент явно устал и скучает. Скучают и гости. Под занавес Песков обещает микрофон трем ветеранам российской журналистики. Но между ними вклинивается еще кто-то.

Спустя 3 часа 40 минут президент быстро поздравил всех с Новым годом и оборвал общение. Журналисты кинулись к сцене, чтобы сделать селфи с главой государства. По дороге в редакцию я потом то и дело встречала людей с трофейными сумками, которые весьма шумно обсуждали, где была лучшая на их вкус фотозона.

Анна Семенец, фото автора