Posted 27 февраля 2019,, 14:43

Published 27 февраля 2019,, 14:43

Modified 30 марта, 17:25

Updated 30 марта, 17:25

Зачем Москве очередной спальный район?

27 февраля 2019, 14:43
Чтобы не превращать ТиНАО в типичное Бутово или Отрадное, чиновники решили ограничить строительство жилья, и сделать акцент на дороги, социалку и рабочие места.

Темпы, которыми развивается «новая Москва», поражают и жителей, и инвесторов, говорит глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

В качестве иллюстрации чиновник привел историю французского коллеги — Мориса Леруа, который был вице-спикером в парламенте Франции, но вот уже несколько лет работает советником главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, а буквально два месяца назад переехал жить в Москву.

«Мы уже 10 лет разрабатываем Генплан «большого Парижа», но до сих пор не построили ни одной станции метро, ни одного километра дорог», — цитирует Мориса глава департамента. Вот вам и разница: крупный мегаполис Европы начал разрабатывать свой проект на три-четыре года раньше Москвы, но до сегодняшнего дня ничего не сделал. Тем временем, в «новой Москве» одновременно разрабатывали Генплан, проектировали дороги, строили. «При этом никаких «непонятных сооружений», мешающих строительству дорог и метро, среди вновь построенных у нас нет. Все коридоры под транспортные и инженерные сети мы определили заранее. Поэтому сегодня мы уже продвинулись в создании инфраструктуры», — отметил Жидкин.

На момент присоединения доехать до центра Москвы можно было за час, в 2018 году — за 40 минут. Уже до конца текущего года время в пути сократиться до 37 минут.

«В прошлом году здесь открыли четыре станции метро, а до конца 2019 года откроем столько же», — объяснил эти цифры Жидкин.

И если раньше на один квадратный километр площади приходилось 0,41 километр дорог, то до конца текущего года будет 0,55 километров.

В далеком 2012 году обеспеченность населения социальными объектами составляла 86%. В этом году показатель вырастет до 95%.

«По факту, у нас сегодня нет детей, которые не могут пойти в школу или в детский сад. В отдельных случаях им просто приходится учиться во вторую смену или чуть дальше добираться. Например, в Коммунарке сегодня немного не хватает мест для дошкольников. Детей возят за километр — в микрорайон «Бунинские луга» рядом с Бутово», — рассказал Жидкин.

То есть, учиться и лечиться могут все жители ТиНАО, но рядом с домом — только 95%. «Поэтому мы сейчас активно строим инфраструктуру в Щербинке, в Коммунарке, в Московском, Мосрентгене — там, где есть какие-то проблемы, там, где дети иногда ходят в школу во вторую смену. К 2021 году эту задачу мы разрешим», — заявил глава ведомства.

За семь лет количество рабочих мест выросло больше чем вдвое. Если в 2012 году их было 85 тысяч, то к концу 2019 года будет уже 209 тысяч. При том, что в ТиНАО всего 400 тысяч жителей, устроиться на работу недалеко от дома может почти половина всего населения или почти все 100% трудоспособного.

«Но нужно учитывать, что пока не все находят для себя подходящую работу в «новой Москве». Многие по-прежнему едут на другую сторону МКАДа. На их место приезжают работать люди из соседних городов Московской области», — отметил Жидкин.

Да и инвесторы строить места приложения труда не горят желанием. Поэтому столичные власти решили ввести некоторые ограничения на жилую застройку. Новость об этом прошла в СМИ на прошлой неделе. Журналисты окрестили происходящие «мораторием», но Жидкин объяснил, что это не совсем так.

«В правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) уже сейчас заложено 20 млн квадратных метров жилья. Если в год мы сдаем примерно 1,5 млн квадратных метров, получается, нам этого объема хватит больше чем на 10 лет. При этом, где-то на 5 млн квадратных метров уже выданы разрешения на строительство», — отметил Жидкин.

На остальной объем жилой недвижимости, заложенный в ПЗЗ, власти продолжат выдавать разрешения. Но новые зоны жилой застройки добавлять в правила землепользования и застройки больше не планируют. Пока.

«На рабочие места у нас уже приняты ПЗЗ на 36 млн «квадратов». Но, к сожалению, застройщики не с такой охотой берутся за строительство мест приложения труда. Мы просто обязаны мотивировать всех собственников земельных участков строить на них именно коммерческие объекты с рабочими местами. Если сегодня продолжать принимать решения о включении в ПЗЗ жилья, тогда только многоэтажки и будут строить. Но нам с вами зачем нужен очередной спальный район? Сегодня вокруг МКАДа таких районов достаточно. И там очень мало рабочих мест. И город сегодня думает над тем, как их создать уже внутри построенного жилого комплекса. Мы не хотим наступать на те же грабли», — подчеркнул Жидкин.

По его словам, в течение полутора лет практически ни одного решения о включении в ПЗЗ новых жилых районов не приняли.

«Может, появится необходимость построить жилье рядом с каким-то крупным коммерческим объектом или рядом с транспортной магистралью — чтобы сбалансировать развитие. И тогда в отдельных случаях новые проекты могут попасть в ПЗЗ. Но сегодня все решения приняты и в ближайшее время больше нам точно не надо», — подчеркнул он.

При этом, в планах департамента только на территориях, примыкающих к ЦКАД, построить больше двух-трех млн квадратных метров логистических объектов.

Второй вектор развития — образовательные кластеры. «В Москве построить какой-то крупный кампус невозможно — уже нет свободных площадок. А вот в ТиНАО на это можно выделить 100-200 га, в том числе у метро», — подчеркнул Жидкин.

Что касается социальной инфраструктуры, только в этом году в «новой Москве» планируют построить шесть детских садов, 15 школ, три поликлиники и пять пожарных депо.

Транспортный каркас от МКАД до ЦКАД тоже полностью просчитан и смоделирован. Эта схема позволяет распределить потоки не только в сторону Москвы, но и на прилегающие территории с переездом через железную дорогу по путепроводам.

«Мы строим и поперечные связи. Учитывая, что на железных дорогах появятся дополнительные станции и пути и сократится время между электричками, большой поток жителей «новой Москвы» сможет добраться до этих станций. Это возможность поехать в центр не только на метро или по дорогам», — отметил глава ведомства.

Всего за год здесь построили 77 километров магистральных дорог. За три ближайших года протянут еще 140 километров. «Это только то, что заложено в АИП. Мы рассчитываем быстрее готовить проектную документацию, выходить на строительные площадки. И рассчитываем на более высокие показатели», — заявил чиновник

Когда появляется новая дорога, по ней запускают сразу несколько новых маршрутов общественного транспорта. Всего сегодня на присоединенных территориях курсирует 159 маршрутов. Только в четвертом квартале 2018 года запущено 13 новых. На них работает 915 автобусов.

«Два года назад в ТиНАО была только схема инженерной инфраструктуры, которая смогла бы обеспечить развитие «новой Москвы» до 2035 года. Уже в прошлом году мы построили сотни километров магистральных сетей — газопроводы, канализацию, тепловые сети.

Согласно Генплану Московской области, 90% всех стоков должны были уходить в небольшие очистные сооружения, и оттуда сбрасываться в речки. Мы полностью пересмотрели эту систему. Теперь 90% стоков будут уходить на основные крупные очистные сооружения Москвы, в частности, Южнобутовские. И только 10% будет идти на локальные очистные станции в тех случаях, когда экономически нецелесообразно прокладывать сети до Москвы», — заявил он.

Параллельно сетям в ТиНАО строят очистные сооружения, канализонно-насосные станции. «В районе Апрелевки может возникнуть дефицит с газом, поскольку местная газораспределительная станция реконструируется. Но главное, что принято решение строить там новую ГРС2, — рассказал Жидкин.

В Коммунарке хотят построить два хранилища фондов федеральных и столичных музеев. Недавно этот вопрос обсуждался с департаментом культуры Москвы и с Минкультом.

По словам чиновника, одно из фондохранилищ будет для федеральных, второе — для московских музеев. В каждом из них будет не только склад, но и экспозиционные зоны.

«Это будет рядом с метро «Коммунарка», которое откроется в мае, скорее всего», — добавил Жидкин.

В ТиНАО могут появиться два крупных горнолыжных склона. На их создание столичные власти планируют пустить землю, которая останется после строительства линии метро до Троицка. «Там будет очень большой объем выемки, хотя половина трассы пойдет по земле. Чтобы ее никуда не вывозить, не искать место, проще просто насыпать горнолыжный «холмик»», — пояснил Жидкин.

По его словам, сейчас его департамент работает над двумя крупными горнолыжными спусками. Еще один — на 75 тыс. га — построит инвестор. Там будет и зона для занятий экстремальными видами спорта.

Возможно, в скором времени в «новой Москве» появится филиал особой экономической зоны. По словам чиновника, пока это только идея. Ресурс, который есть у особой экономической зоны в Зеленограде, еще велик — около 200 га. Однако ведомство Жидкина уже ведет на этот счет переговоры. «Вчера идею обсуждали с руководителем департамента инвестиционной и промышленной политики Александром Прохоровым, и считаем, что филиал может быть размещен и в новой Москве», — отметил он.

Жидкин убежден, что уже сейчас нужно предлагать разные форматы размещения индустриальных парков, технопарков, чтобы создать максимально комфортные условия для резидентов по размещению своих объектов.

В департаменте подсчитали, что к лету этого года инвесторы вместе с городом уже вложат в строительство ТиНАО порядка 1 трлн рублей. Около 80% — это деньги инвесторов, и лишь одна пятая — бюджет.

«Через три-четыре года, когда Москва построит всю необходимую транспортную и инженерную инфраструктуру, соотношение изменится на один к семи», — заключил Жидкин.

Анна Семенец