Posted 28 февраля 2019,, 13:30

Published 28 февраля 2019,, 13:30

Modified 31 января, 22:12

Updated 31 января, 22:12

Проблемы развития компетенций школьников обсудили в рамках образовательного форума EDU Russia в Казани

28 февраля 2019, 13:30

В условиях неопределенности для успешного будущего современных школьников крайне важно грамотное развитие полезных умений и компетенций на всех уровнях образования. Об этом рассказали участники форсайт-сессии «Новые парадигмы образования», открывшей первый день образовательного форума EDU Russia в Казани.

Как отметил директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ «ВШЭ», к. п. н. Павел Сергоманов очень важно понять, на чем фокусируются участники системы образования сегодня.

Эксперт Центра исследования среднего профессионального образования Алексей Шабалин рассказал о ключевом изменении за последние десять лет в системе среднего профессионального образования (СПО): «Система СПО стала институтом старшей школы. Прямые методики и методологии школы не могут быть имплементированы в эту систему, а современные исследования, которые бы позволили качественно изменить программы в системе СПО, мы пока не наблюдаем».

О необходимости при развитии навыков сохранять в человеке любознательность отметила руководитель GMC Consulting Галина Маштакова: «Со стороны работодателя могу сказать, что любопытные и любознательные нужны во всех системах. Безусловно, должны быть академические знания, но должны быть и компетенции, о которых говорим: базис в виде профессиональных компетенций, общих, soft skills».

С ней согласились остальные участники дискуссии. Член Комитета гражданских инициатив, ответственный секретарь Общероссийского гражданского форума, вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев отметил, что сегодня ключевым фактором для общества и государства является нарастание неопределенности, и важно обращать внимание на развитие тех навыков, которые пригодится в таких условиях: «Сегодняшние первоклассники выйдут из школы в 2030 году. И для учеников важно в первую очередь умение работать не руками, а головой, уметь учиться. Необходимым критерием здесь действительно выступает любознательность. Поддержание почемучества в школе — вопрос социально-экономического развития, конкурентноспосбности на мировой арене, поскольку из таких детей вырастают успешные предприниматели».

На развитие компетенций в условиях конкурентноспособности обратил внимание и директор школы ОАНО «Школы «Летово» Михаил Мокринский: «Мне кажется, школа должна в том числе научить конкурировать. Это слово касается и ребенка, и семьи, которая ставит ему задачи для того, чтобы он в будущем не пропал, добился успеха. Если учитель видит эту задачу и поддерживает в школе, то можно говорить об успехе ребенка, о том, что его понимают и близкие, и система».

Среди основных подходов для решения проблемы выделяется персонализация обучения и режим активного диалога, объяснил педагог, директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы Ефим Рачевский: «В условиях глобального поворота нашего сознания, быта и всего остального в эпоху цифровизации я бы хотел обратить внимание на некоторые практикоориентированные концепты, которые затрагивают интересы примерно 61 млн граждан России. Это изменение смыслов и способов оценивания, актуальность диалогового сосуществования, персонализация образования, сохранение любопытства и любознательности у школьников».

Об индивидуальном подходе, который реализуется и в системе высшего образования, рассказал заместитель заведующего проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» ВШЭ Олег Лешуков: «Все вузы так или иначе начинают включаться в дискуссию об успешном студенте. В вузах происходит изменение традиционных образовательных программ, <…> выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, которые должны создаваться для разных групп студентов: как с высокими, так и низкими образовательными результатами».

В то же время одной из основных угроз для реализации озвученных решений является зарегулированность системы образования. «Государство устроено таким образом, чтобы обеспечить консервативность в обществе, которой у нас и так хватает, — объяснил Андрей Галиев. — Многие решения в образовании даже сейчас, кажется, принимаются с целью регулирования всего, что есть в системе. Однако в этой связи люди рискуют выйти из образовательных учреждений «атрофированными». Важно сохранять вариативность в образовании, что позволяют действующие ФГОС, вести общественные дискуссии, а также помещать подготовку учителей и повышение статуса педагога в фокус государственного внимания. При этом тестировать новые подходы следует на ограниченной территории в раках апробаций, не затрагивая слаженную работу других элементов».

Трансляция основных мероприятий форума доступна на сайте rosuchebnik.ru.