Posted 15 апреля 2019,, 08:49

Published 15 апреля 2019,, 08:49

Modified 31 января, 22:34

Updated 31 января, 22:34

Участники Московского международного салона образования обсудили барьеры и перспективы оценки качества условий образовательной деятельности в регионах

15 апреля 2019, 08:49

Оценивать качество условий образовательной деятельности необходимо с учетом различающихся параметров и характеристик в регионах России. Об этом рассказали участники сессии в рамках деловой программы Московского международного салона образования 10 апреля.

В ходе обсуждения эксперты обратили внимание, что при проведении оценки качества условий образовательной деятельности необходимо учитывать ряд особенностей и факторов, которые значительно влияют на сферу в каждом регионе.

В частности, заместитель генерального директора корпорации «Российский учебник» Максим Лозовский отметил, что, по данным недавнего исследования в рамках Индекса образовательной инфраструктуры, максимальная разница в степени обеспеченности регионов образовательной инфраструктурой — полтора раза: «Вместе с Институтом образования НИУ ВШЭ мы проанализировали все регионы по наличию, доступности и качеству образовательной инфраструктуры и обнаружили неравномерность развития образовательной инфраструктуры в регионах. Результаты исследования показали, что максимальная разница в степени обеспеченности регионов образовательной инфраструктурой — полтора раза».

Спикер отметил, что необходимо учитывать социально-экономические условия, которые различаются в регионах, а также компоненты современной образовательной среды, в том числе физическое и цифровое пространство, структуру образовательной программы. «Совместно с МГПУ и Всемирным банком мы провели исследование с целью выявить группы показателей и компонентов, из которых состоит эта среда, с учетом российского и международного опыта. Крайне важно, как воспринимают эту среду учителя, родители, руководители учебных учреждений», — подчеркнул Максим Лозовский. — Кроме того, для определения качества можно выделить четыре группы, в которые входят такие показатели, как академические результаты, школьное благополучие, способность показывать высокие результаты несмотря на окружающую среду (академическая резильентность)«.

Участники согласились, что с учетом различий в сфере каждого региона, для анализа и оценки требуется определенный ориентир, допускающий вариативность на уровне региона. Об этом рассказала директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения РФ Анна Хамардюк: „Безусловно, есть сложность в неравномерности распределения уровня квалифицированных специалистов по субъектам Российской Федерации. Важно иметь ориентир, а не единый шаблон или анкету, поскольку регионы действительно все разные по параметрам и характеристикам. Все что касается условий образовательной деятельности, должно иметь свой инвариант, но также и ту вариативную часть, которая формируется на уровне региона“.

Кроме того возникает вопрос, как оценивать удовлетворенность качеством образовательной деятельности учреждений. По мнению ректора Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ольги Красношлыковой, для выявления такого показателя может быть полезна определенная модель: „Мы предлагаем подход в части соотнесения ожиданий потребителя образовательных услуг с теми результатами, которые они получают при реализации закона“.

По итогу дискуссии эксперты сошлись во мнении, что такая оценка в любом случае должна проводиться для повышения качества системы образования и быть доступна широкому кругу участников. „Родителям важно, в какие условия попадает их ребенок, находясь в школе. Эти условия важно оценивать, и сам факт предоставления такой возможности — задача собственно закона, который подводит единую черту и знаменатель для всей социальной сферы, — объяснила Анна Хамардюк. — ‚Мне кажется, общественные советы играют в этом контексте ключевую роль. Поскольку мы говорим не только о формировании показателей, работы с инструментарием, но и о работе с теми гражданскими институтами, которые в регионе на уровне муниципалитета начинают оформляться‘.

Московский международный салон образования (ММСО) проходит с 10 по 13 апреля, является крупнейшим мероприятием в сфере образования России. Стратегический партнер ММСО корпорация ‚Российский учебник‘ проводит серию образовательных мероприятий в партнерстве с ЛитРес, сервисом ‚ЯКласс‘ и Благотворительным фондом Сбербанка ‚Вклад в будущее‘.