Posted 11 июня 2019,, 07:59

Published 11 июня 2019,, 07:59

Modified 30 марта, 16:39

Updated 30 марта, 16:39

Школа должна стать институтом мотивации: на ПМЭФ говорили об условиях расширения «воронки» инноваций

11 июня 2019, 07:59

В Санкт-Петербурге в рамках сессии «Образовательные стандарты как новый драйвер трансформации образования» в ЭкспоФоруме состоялось обсуждение задач по внедрению качественных ресурсов в учебный процесс и поддержке успешных проектов в образовании.

Существующая система, по мнению многих экспертов, отстает как от запросов общества, так и рынка. В то же время внутри формального образования в России появляются инноваторы, стремящиеся отвечать вызовам времени и улучшать практики, во многом за счет внедрения передовых технологий в учебный процесс. Сейчас мы видим, как в образовательные учреждения приходят цифровые технологии, все больше школьников и педагогов начинают активнее использовать электронные формы учебников, дополненных интерактивным контентом. На этом фоне активнее проявляет себя другая группа участников в системе — государственные институты поддержки, фонды и акселераторы:

«В нашей стране только начинает складываться экосистема, состоящая из инноваторов, но до возникновения „критической массы“, способной сдвинуть дело с мертвой точки, еще очень далеко. Инновационная „стартаперская“ воронка — это всегда статистика. С этой точки зрения институты развития жалуются на нехватку новых технологических проектов и стартапов, несмотря на отдельные яркие примеры, являющиеся скорее следствием естественного отбора. Во всем мире стартапы, как правило, массово возникают именно в молодежной среде. Но количество подобных проектов, инициированных людьми до 25 лет, в России является крайне малым», — рассказал вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев.

В образовательные структуры постепенно интегрируются современные практики, но этот процесс должен проходить на качественно ином уровне. Перспективным проектам необходима поддержка со стороны государства. Речь идет, в первую очередь, о создании понятной для всех участников сферы образовательных услуг системы правил, а также определение государственных гарантий для инвесторов, за счет которых могла бы пройти модернизация образовательной инфраструктуры в регионах, например с помощью механизма государственно-частного партнерства. Не менее важна и роль школы как института, вовлекающего учеников в образовательный процесс.

«Чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, школа должна стать институтом мотивации, который способен не только „заряжать“ школьников желанием открывать что-то новое и интересное, но и обучать предприимчивости. Только на стыке этих двух компетенций может гармонично зародиться в нашей стране необходимая движущая сила для совершения качественного технологического скачка», — подчеркнул спикер.

По мнению эксперта, поскольку при всех изменениях в роли учителя она остается ключевой для учебного процесса, необходимо создать условия, в которых сами педагоги стали бы сторонниками «цифрового перехода». Внедрение цифровых учебно-методических комплектов может стать одним из способов избавления от привычной рутины на уроке, но полный переход на электронные формы, как и модернизация системы образования, займет продолжительное время.

«Образовательная инфраструктура должна развиваться таким образом, чтобы способствовать появлению разнообразия возможностей. Если посмотреть на наиболее инициативных студентов, которые пытаются реализовать свои собственные социальные проекты, то одним из таких популярных направлений как раз являются проекты в сфере образования», — заявила генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.