Синдром пустого кошелька

Россиянам не хватает денег до зарплаты, средний чек в магазинах падает, а упаковка товаров становится все меньше, свидетельствуют исследования.


© СС0 Public Domain

Каждому пятому россиянину, работающему по найму, не хватает денег до зарплаты, выяснили в Фонде общественного мнения. Среди тех, кто так ответил, 50% живут на 14 тысяч рублей в месяц и меньше. Еще 20% сталкиваются с нехваткой средств, правда, не так часто. И только 11% респондентов не знают, что значит экономить или брать в долг до зарплаты.

По результатам другого опроса, проведенного ФОМ, четверть жителей страны заявляют, что за последние месяцы их материальное положение ухудшилось.

Не менее интересные результаты получил ВЦИОМ. По данным его опроса, 72% респондентов заметили, что объем упаковки или вес продуктов с 2014 года уменьшился, а цены остались прежними или даже выросли. Такие уловки со стороны производителей и ритейлеров большинство — 65% респондентов — назвали обманом покупателей.

Россиянам не показалось. Аналитики института маркетинговых исследований GfK заявили, что за последние семь лет многие производители вместо резкого повышения цен уменьшили размер упаковок на 7-20%: теперь в килограммах или литрах россияне получают за ту же цену меньше. 

Параллельно снижается и сумма, которую покупатели оставляют на кассе. По оценкам холдинга «Рамир», всего за месяц — с июня по июль — средний чек уменьшился на 1,8%. Это самый низкий показатель с августа прошлого года, утверждают авторы исследования. Значит ли это, что людям не хватает денег на продукты, или этому есть другое объяснение, «Росбалт» спросил у экспертов.

Как заявил директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, к исследованию о снижении среднего чека нужно подходить философски. «Это интересное исследование, оно может наводить на какие-то мысли. Но оно полностью противоречит статистической логике. Посмотрите данные Росстата: товарооборот растет. Что такое товарооборот? Это проданные товары продовольственного и непродовольственного сегмента. И показатель ведомство считает по всей стране. И раз товарооборот растет, значит, люди покупают больше», — отметил собеседник агентства.

С другой стороны, по словам эксперта, для июля уменьшение среднего чека — это нормальная ситуация. У кого-то есть дача, значит, овощи и фрукты в сезон он уже не покупает. Параллельно в магазинах падают цены на плодоовощную продукцию. Значит, те, у кого дачи нет, могут позволить себе купить все это дешевле обычного.

«Поэтому сюда не подходит вывод в духе „у нас падает средний чек, значит, у россиян становится меньше денег на повседневные доходы“. Хотя это действительно так. Реальные располагаемые денежные доходы падают пятый год подряд. Вот только это не значит, что люди будут покупать меньше. У нас, в конце концов, есть потребительское кредитование, которое растет почти галопирующими темпами. Даже при снижении доходов люди берут кредиты и покупают то, что им нужно», — отметил Остапкович.

Директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков согласился, что на основании одного этого исследования делать глобальные выводы о том, что россиянам не хватает денег на еду, не стоит. Но это совершенно не значит, что денег хватает. Потому что доходы людей продолжают падать, это официальная статистика. Но чтобы связать этот факт с суммой, которую россияне оставляют на кассе, нужно продолжать накапливать данные.

Другое дело, что купить они и вправду могут меньше, в том числе за счет уменьшения веса и объема упаковок. «Действительно, такая тенденция есть: вместо полуторалитровых бутылок — 1,25 литра. При этом цена стоит старая», — подтвердил Остапкович.

Однако производителям, по его словам, в этой истории без разницы: фасовать муку по 1 кг или по 900 гр. «Они поставляют ее в килограммах и тоннах. Да, они повышают цену. Например, раньше тонна стоила 100 рублей, а теперь — 110 рублей. Но им все равно, как это будет упаковано», — отмечает Остапкович. В данном случае они выполняют запрос ритейлеров.

«Конечно, если продавец снижает объем, оставляя ту же цену, это обман», — высказал мнение собеседник агентства. «Но вы поймите и розницу тоже. Свою наценку она устанавливает на цену производителя, и если конечная потребительская цена вырастет, может упасть спрос.  Поэтому потребителю предлагают за ту же цену — чуть меньше. Но для людей так психологически легче, чем видеть, как все стремительно дорожает», — полагает он.

«То есть фактически продавцы повышают цены, но делают это не напрямую, а за счет объема и массы товаров. И цены стоят те же самые, хотя объем стал меньше», — заметил Остапкович.

При этом сами производители и ритейлеры отмечают, что такая ситуация идет потребителям только на пользу. Теперь они могут выбрать: заплатить большую цену за прежний объем или купить упаковку поменьше и подешевле.

Анна Семенец


Ранее на тему Попова: Время безудержного шопинга прошло