Чемпион среди колец

БКЛ станет крупнейшим в мире проектом метростроения, соединив радиальные ветки на расстоянии 10 километров от действующей Кольцевой линии подземки.


© Фото Eвгений Самарин, mos.ru

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение строить в столице новое — Большое — кольцо метро в 2011 году. Тогда же, в ноябре, приступили к работе. Для удобства линию разделили на шесть больших участков. Первый — от «Делового центра» до «Савеловской» — открыли в прошлом году.

Северо-Восточный участок Большой кольцевой линии (БКЛ) — от «Савеловской» до «Авиамоторной» — разделили на три этапа: от «Авиамоторной» до «Лефортово», от «Лефортово» до «Рубцовской», и от «Рубцовской» до «Савеловской». К строительству приступили в 2015 году. Он будет включать пять станций: «Лефортово», «Рубцовская», «Стромынка», «Ржевская» и «Шереметьевская», которая сейчас готова на 22%. Ее строят вдоль 5-го проезда Марьиной Рощи. Отсюда можно будет пересесть на станцию «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Западный участок БКЛ со станциями «Хорошевская», «Улица Народного Ополчения», «Карамышевская», «Мневники» и «Можайская» — начали строить в 2018 году. Его тоже поделили на эва этапа. Первый — от «Хорошевской» до «Мневников» со станцией «Улица Народного Ополчения» между ними. Второй — от «Мневников» до «Можайской». По расчетам столичных властей, этот участок поедет через два года.

Недавно строители закончили прокладывать тоннель между «Карамышевской» и «Улицей Народного Ополчения». Работу усложняли обводненные грунты, поскольку щит проходил под руслом Москвы-реки.

В сентябре приступят к сооружению перегонного тоннеля от «Карамышевской» в сторону станции «Мневники». На этот участке будет работать щит, который раньше был задействован на Некрасовской линии метро.

По словам мэр столицы Сергея Собянина, который недавно проинспектировал ход работ по строительству БКЛ, станцию «Карамышевская» могут сдать уже в 2020—2021 году. Как уточнили в пресс-службе городского стройкомплекса, ее строят в северной части Мневниковской поймы. У станции будет два подземных вестибюля с выходами к жилым домам и автобусным остановкам.

Станцию «Улица Народного Ополчения» откроют вдоль проспекта Маршала Жукова, в районе его пересечения с улицей Демьяна Бедного. Ее подземные вестибюли будут выходить на проспект Маршала Жукова, улицы Демьяна Бедного, Народного Ополчения и Мневники — к жилым районам и остановкам городского транспорта. В будущем с этой станции можно будет пересесть на Рублево-Архангельскую линию, которую только планируют построить. Сейчас на стройплощадке идет разработка грунта, рабочие устанавливают монолитную распорную плиту основания станции «Улица Народного Ополчения».

Западный участок БКЛ разгрузит центральные участки Арбатско-Покровской и Таганско-Краснопресненский линий метро, снизит количество машин на прилегающих улицах, и заметно упростит жизнь тем, кто живет и работает в районах Хорошево-Мневники, Кунцево, Филевский парк и Фили-Давыдково.

Юго-западный участок от «Можайской» до «Аминьевского шоссе» и от «Аминьевского шоссе» до «Проспекта Вернадского» тоже в работе. Первый этап — от станции «Можайская» до «Аминьевского шоссе» — начали строить в прошлом году. На участке протяженностью меньше пяти километров будет всего одна станция — «Давыдково». Прокладывать тоннель от станции «Можайская» к «Давыдково» начнут в декабре 2019 года. Участок линии спроектировали таким образом, что поезда обоих направлений будут ходить в одном тоннеле, уточнили в пресс-службе столичной мэрии.

Станцию «Давыдково» откроют на стыке Инициативной улицы и Аминьевского шоссе. Там будет только один вестибюль с выходом к магистрали, жилой застройке и автобусным остановкам.

По словам Собянина, на стройплощадке уже устанавливают ограждения, рабочие заняты разработкой грунта котлована. Сейчас новая станция готова на 15%, резюмировал градоначальник.

На участке от «Аминьевского шоссе» до «Проспекта Вернадского» закончили прокладывать перегонный тоннель между «Аминьевским шоссе» и «Мичуринским проспектом». Весь участок планируют достроить в 2021 году. Станция «Мичуринский проспект» станет частью большого транспортно-пересадочного узла. Юго-западный участок Большого кольца метро разгрузит Сокольническую и Солнцевскую ветки, Проспект Вернадского, Мичуринский проспект, улицу Лобачевского и Аминьевское шоссе. Больше трехсот тысяч жителей районов Очаково-Матвеевское, Раменки и Проспект Вернадского смогут быстрее и удобнее добираться на работу. 

Южный участок БКЛ пройдет от «Проспекта Вернадского» до «Каховской», включая реконструкцию участка «Каширская — Каховская», которая сейчас ведется.

Восточный участок размечен от «Каширской» до «Нижегородской» станции. Участок от «Нижегородской» до «Авиамоторной» построят в составе Некрасовской линии метро.

Станции северо-восточного участка Большого кольца — «Авиамоторная» и «Лефортово», которые планируют сдать уже к концу текущего года, первое время тоже будут работать как продление Некрасовской ветки, заявил глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. На «Авиамоторной» строители уже приступили к отделке платформы. В южном вестибюле монтируют эскалаторы. По словам главы департамента строительства Андрея Бочкарева, станция готова на 77%.

Как пояснил мэр города, на сегодняшний день больше 60% тоннелей Большого кольца метро уже пройдено. В работе задействовано 14 тоннелепроходческих комплексов с шести и десятиметровыми щитами.

Этот проект обещает стать самым крупным в мировой истории метростроения: 70 километров, 31 станция, два электродепо. После открытия БКЛ опередит даже Вторую кольцевую линию метро в Пекине, которая считается лидером по протяженности — 57 километров.

Большое кольцо соединит все существующие радиальные ветки метро на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии. На будущее столичные власти закладывают возможность присоединить к нему и новые радиальные линии: Рублево-Архангельскую — на стации «Улица Народного Ополчения», Коммунарскую — на «Улице Новаторов», перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».

Таким образом, БКЛ разгрузит метро в центре. С нее будет 23 пересадки на другие линии подземки, четыре пересадки на МЦК, шесть — на МЦД «Одинцово — Лобня» и «Нахабино — Подольск», 11 пересадок на станции пригородных электричек. На базе новых станций БКЛ — «деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» — появятся крупные транспортно-пересадочные узлы, которые сделают смену транспорта еще комфортнее.

Идеи построить в столице второе кольцо метро звучат с 1985 года. На протяжении четверти века к их реализации не приступали.

Ася Никитина