Posted 10 октября 2019,, 16:07

Published 10 октября 2019,, 16:07

Modified 31 января, 23:58

Updated 31 января, 23:58

В IT за бешеными деньгами

10 октября 2019, 16:07
Реально ли гуманитарию пройти курсы переподготовки и устроиться программистом, рассказывают эксперты.

Рекламные объявления, всплывающие в лентах социальных сетей, обещают сделать программистов из гуманитариев/девушек/чайников — нужное подчеркнуть, и за три-шесть-восемь месяцев с нуля подготовить к новой профессии. Чему можно научиться меньше чем за год, как выбрать правильные курсы, берут ли на работу без опыта, сколько будут платить на старте карьеры в IT? «Росбалта» спросил об этом у ведущих хантинговых ресурсов Рунета, создателей курсов и тех, кто их проходил.

По мнению руководителя отдела подбора и адаптации компании HeadHunter Олеси Плотниковой, наличие профильного высшего образования в ИТ уже давно перестало быть в числе главных требований. Очевидно, что языки программирования развиваются настолько быстрыми темпами, что успеть за ними могут только узкоспециализированные учебные курсы и программы, которые работают непосредственно в связке с бизнесом и знают его задачи и потребности.

Желающих попробовать себя в IT становится больше. Другое дело, что не все из них идут до конца. В 2019 году количество желающих поступить в Школу программистов hh.ru увеличилось почти вдвое — с 940 в 2018-м до 1700 человек. Из подавших заявки приступили к выполнению тестового задания 1150 человек, но только 87 из них успешно справились и получили приглашение на собеседование. По итогам собеседования в школу приняли 27 человек, до итогового проекта доучились 15. Один из сильнейших учеников этого года был принят в штат HeadHunter прямо во время учебы, еще с десятью выпускниками компания намерена продолжить сотрудничество. Всего в компании сейчас работает 38 выпускников Школы программистов разных лет. При этом почти все выпускники получают официальные рекомендации для трудоустройства в другие крупные компании.

Структура спроса на ИТ-специалистов в первом полугодии 2019 года, по данным hh.ru, выглядит следующим образом: 4% вакансий уровня junior, 88% — middle, 8% — senior. Однако спрос на начинающих программистов растет быстрее, чем на middle — 13% против 3% соответственно. На одну вакансию junior-программиста сегодня приходится два резюме. Если не хватает опыта, можно начать со стажировки. На начало октября на hh.ru было больше 500 предложений, из которых 90% оплачиваются работодателем.

В числе самых перспективных специальностей в IT на первом месте разработчики, на втором — аналитики, далее следуют продакт-менеджеры, тестировщики и специалисты по кибербезопасности.

Самые большие медианные зарплаты у Java-разработчиков — 114 тысяч рублей. Чуть ниже в этом рейтинге IOS и Android разработчики — по 110 тысяч рублей. Медианная зарплата на позиции программист С++ — 105 тысяч, ведущий программист 1С и программист PHP — 100 тысяч. Frontend-разработчик, системный аналитик, бизнес-аналитик, PHP-разработчик — по 90 тысяч рублей. Соответственно, junior- специалист может рассчитывать на зарплаты на 35-45% ниже. Продвижение на следующий уровень обычно занимает от полутора до двух с половиной лет.

В то же время пресс-служба Superjob отмечает, что преимущественно на вакансии в IT претендуют люди с высшим образованием в сфере информационных технологий и естественных наук. Однако почти 15% кандидатов имеют за плечами гуманитарное образование. Чаще всего гуманитарии отправляют резюме на позиции системный администратор, тестировщик, html-верстальщик, администратор баз данных, консультант «1С».

Треть кандидатов с гуманитарным образованием имеют опыт работы в ИТ. Эта сфера — одна из наиболее щедрых на предложения стажировок: около 20% от актуальных на данный момент. Соотношение оплачиваемых и неоплачиваемых стажировок для ИТ-специалистов — примерно 50/50.

Количество вакансий программистов для соискателей без опыта работы — 18% от общего числа.

Наиболее востребованные специальности в ИТ-сфере в порядке убывания количества вакансий: программирование/разработка, внедрение и сопровождение программного обеспечения, в том числе ERP, техническая поддержка, системное администрирование, администрирование баз данных.

Не имеющий опыта работы программист Java может получать в Москве 100 тысяч рублей, программист PHP — 90 тысяч рублей, программист C++ и программист Ruby — 85 тысяч рублей. Программист баз данных, JavaScript, Python, 1С — 80 тысяч рублей, администратор баз данных, специалист по информационной безопасности, UI/UX-дизайнер — 70 тысяч рублей, SEO-оптимизатор — 60 тысяч рублей, HTML-верстальщик — 55 тысяч рублей и специалист по тестированию — 50 тысяч рублей. Все это — после выплаты налогов, без учета дополнительных льгот и компенсаций.

Как считает советник ректора МАИ, член общественно-делового совета при правительстве РФ и сооснователь компании OTUS Дмитрий Волошин, спрос на начинающих программистов действительно стабильно высокий, но имеет важную особенность: начинающий программист должен быть программистом. Те, кому многочисленные компании обещают переквалификацию в разработчика, зачастую не имеют необходимых для работы в отрасли навыков, и, фактически не являются программистами. Поэтому надо иметь в виду: при высоком спросе существуют и высокие требования. В конце концов: если было бы все так просто, то откуда бы взяться дефициту программистов?

Ответ на вопрос, насколько критично для соискателя сегодня иметь профильное вузовское образование, зависит от того, что ждет человек от карьеры и темпов карьерного роста. Для рядовых позиций вузовский диплом не нужен, но чем дальше, тем без него будет сложнее. Конечно, в профессии есть самородки, которые не имея вузовского образования, делают замечательные сложные системы. Но это скорее исключение из правил. Оптимальным для карьеры путем для школьника Волошин считает такой: два года в колледже, потом два года работы, затем четыре года в бакалавриате, потом еще два года работы, и затем два года в магистратуре.

При этом, по его мнению, возможность устроиться на первую работу в IT после курсов переподготовки длительностью от трех до восьми месяцев зависит от той профессии, которая была у человека до этого. В целом — устроиться реально, а вот нормально работать — не очень.

«Работодателям редко когда нужны сотрудники без опыта, их необходимо доучивать и тратить на это деньги. Все ищут тех, на кого не надо тратить деньги, тех, кто деньги будет приносить с первого дня. Поэтому, размышляя о курсах переподготовки, будьте готовы потом к сильному демпингу по зарплате. Если вы рассчитываете сразу после обучения зарабатывать как „взрослый“ программист, то лучше оставьте эту идею. Средний срок переподготовки с учетом обучения и получения опыта — два года», — отмечает эксперт.

Желающим найти работу в IT Волошин рекомендуют пробовать силы в направлении программной разработки. Для этого необходимо изучать языки программирования, лучше всего — Java, C++, Python и JS. Полезно подкрепить знания программирования еще и пониманием СУБД, операционных систем, основных процессов командной разработки программного обеспечения, инструментов разработчика. И не забыть про так называемые социальные навыки. Сегодня разработка — это командная игра, и вам придется много и разнообразно коммуницировать с коллегами.

При этом людям, задумывающимся о возможности перепрофилироваться в IT-специалиста, Волошин советует пообщаться с теми, кто давно в отрасли. «Не слушайте рекламные завывания людей, гарантирующих вам трудоустройство. Поймите, в жизни халявы не будет, и если кто-то вам рассказывает о чем-то, что сулит быстрый доход и успех, то вас хотят надурить», — отмечает он.

Реальной историй перехода из гуманитария в IT-специалисты поделилась с «Росбалтом» бывший журналист, а ныне тестировщик Татьяна Кулагина.

«На первую работу я вышла спустя две недели после курсов. Весь процесс перехода занял у меня около месяца: с конца марта 2017 года по конец апреля. На должность младшего тестировщика, на которую я пришла, искали людей с опытом от года до трех лет. Я ее получила с нуля.

Сначала я пробовала искать работу специалистом техподдержки, но поняла, что требования там слишком серьезные, многое нужно понимать сходу, и это показалось мне слишком сложным. Еще был вариант технического писателя, но там тоже нужен был серьезный бекграунд.

Параллельно с этим я пошла на двухнедельные курсы тестировщиков (вход в эту профессию не очень сложный). По вечерам я училась, по утрам ходила на собеседования. Это было тяжело, но уже к началу мая у меня было два оффера. Я выбрала аутсорсинговую компанию, которая набирала людей на проект Сбербанк-Онлайн, и первые четыре месяца проработала там. Но по зарплате просела в два раза. Про себя я назвала это „оплачиваемой стажировкой“, и как-то смирилась», — отмечает она.

По словам Татьяны Кулагиной, в 2017 году в Москве тестировщиков набирали на зарплату около 30 тысяч, через четыре месяца она поднялась на 20 тысяч, а через год — на втором месте работы — удалось достичь привычного уровня заработка. Самым сложным оказалось поменять ритм жизни и привычный круг общения.

«С одной стороны, мне нравилось, что у меня появились выходные и свободные вечера. На первой работе мы были заняты строго с 9 до 18 часов, и из дома не могли подключиться к рабочей сети. То есть, у нас физически не было возможности перерабатывать. Но при этом весь день нужно было сидеть за компьютером, такого как в журналистике постоянного общения с разными людьми нет, ты варишься внутри команды. Каждый день я сильно уставала и много спала, потому что постоянно училась новому. Окончательно я приняла этот переход где-то полгода назад.

Несмотря на то, что я нашла работу практически сразу, я учусь до сих пор, даже сейчас прохожу курс по автоматизации тестирования. В этой сфере все меняется с бешеной скоростью, нужно быть готовой к тому, что учеба не закончится никогда», — подчеркнула Татьяна Кулагина.

По ее мнению, лучше всего идти учиться на те курсы, где обещают какую-то стажировку, портфолио с нужным кодом на GitHub или трудоустройство, пусть даже на небольшую зарплату. Важнее опыт, деньги догонят.

Анна Семенец