Posted 3 декабря 2019,, 13:14

Published 3 декабря 2019,, 13:14

Modified 1 февраля, 00:24

Updated 1 февраля, 00:24

Имитация за госсчет?

3 декабря 2019, 13:14
Разработка профессиональных стандартов для работников различных сфер, несмотря на значительные бюджетные вливания, как отмечают СМИ, топчется на месте.

Представьте себе локомотив, который должен тянуть целый состав вагонов. 13 первых вагонов — это национальные программы развития нашего государства. В этих вагонах «сидит» 75 миллионов способных к работе граждан. Локомотив — это федеральная программа стандартизации. Топливо для локомотива — профессиональные стандарты для работников различных сфер деятельности нашей страны. А все, что обеспечивает движение этого локомотива — национальные стандарты на услуги и работы. Представили? А теперь, учитывая, что топливо надо привезти, механизмы, допуски и разрешения проверить и так далее — добро пожаловать в реальный мир бесполезного труда.

Пока этот «локомотив» обеспечивают всем, чем необходимо, а его бригаду и ремонтников содержат, создается видимость того, что он движется к обозначенной цели. В локомотив «федерального прогресса» входят Минтруд и Национальный совет при президенте РФ по развитию квалификаций (НСПК), Автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (АНО НАРК), Ростандарт, Минобрнауки и Минпросвещения. И все это стоит значительных бюджетных денег, которые платят бригаде, обслуживающей этот локомотив и обещающей государству, отправить в светлое будущее всех тех, кто «сидит» в 13 вагонах нацпроектов, вместе со всем составом. Локомотив, который по идее уже должен лететь вперед, и называется НСПК.

Этому вопросу будет посвящен V Всероссийский форум «Национальная система квалификации России», который пройдет 5 декабря 2019 года в Москве. Центральной фигурой форума станет премьер-министр нашей страны. Ему, наверное, будет интересно узнать, каков результат государственных финансовых вложений на содержание НСПК, отмечающего свое бюджетное пятилетие.

Казалось бы, значительные достижения в работе, прежде всего — АНО НАРК, учредителями которого являются Минтруда РФ, Минобразования и Минпросвещения РФ, НСПК и ФНПР, видны как на ладони. Помпезные сайты пестрят картинками, мудреными реестрами, загадочными цифрами, длиннющими отчетами по проделанной работе, онлайн-курсами по подготовке экзаменаторов и прочих специалистов. Оттуда можно скачать огромное количество толстенных талмудов с рекомендациями о том, кто, что, и как должен делать, а НАРК тут же якобы научит всех, кому это надо, и сделает это почти бесплатно.

Создается ощущение, что разукрашенный, как новогодняя елка локомотив развития квалификаций мощным лучом прожектора в темноте освещает путь в светлое будущее профессионализма в нашей стране. Но при более пристальном взгляде становится ясно, что дело в другом. Регулярно выдаваемый государственный бюджет нужно осваивать, потому что есть закон, который надо выполнять. И лучший способ отчитаться это — имитация деятельности.

На сайте АНО НАРК можно узнать, что благодаря этой организации 37 Советов по профессиональным квалификациям (СПК), которые собственно и призваны создавать и актуализировать стандарты в стране, имитирует активную работу за государственный счет. Главное, что что-то и как-то делается, и 37 СПК в стране есть. Но тут-то и начинается бюджетно-экономическая мистика.

Даже судя по названиям, никакой системы в организации самих СПК у НСПК нет. Если приглядеться, то видно, что в профессиональных областях деятельности, почему-то одновременно могут находиться несколько организации СПК. Минтруд делит госэкономику на 40 видов деятельности. Банальная логика подсказывает, что за каждой экономической областью должен быть закреплен только один рабочий СПК, на что периодически и указывают представители Минтруда.

Количество стандартов, зарегистрированных Минтруд — 1274, а количество квалификаций — 1969. Получается — «полторы квалификации на стандарт»! При этом по всей России уже зарегистрировано 438 центров оценки квалификаций. Контрольный вопрос: сколько появилось квалифицированных работников за пять лет работы НАРК и СПК для исполнения национальных планов государственного развития? Но вопрос повисает в воздухе, так как НАРК на своем сайте буквально отвечает на него в известном стиле: «А вы на какой предмет интересуетесь?», предлагая ввести номер и дату квалификационного свидетельства.

Для заказчика работ в лице правительства ответ (из протоколов заседаний НСПК) может выглядеть так: к 2020 году это число составит более 28 тысяч человек. И это за пять лет добротного государственного финансирования.

Как выяснилось, только Счетная палата может проверить, на что пошли бюджетные средства. И только через официальный бумажный реестр НАРК. Может, от этого и возникают те самые «полторы квалификации на стандарт» при 438 центрах «по продаже» никому не нужных на данный момент «билетов» на рынок труда?

Основные усилия всей бюджетной части НСПК сосредоточены на ежегодной реализации планов Минтруда по разработке стандартов для 50 востребованных профессий на рынке, именно на это выделаются бюджетные деньги. По данным самого НАРК, в России есть только около 30 тысяч квалифицированных работников — из 75 миллионов. Но совершенно непонятно, какого качества специалистов получает государство, в чем их привилегия перед другими, ведь оценочные (экзаменационные) требования являются предметом особого регулирования НАРК.

В реальном мире объем рынка труда, например, в таком виде профессиональной деятельности, как «охранник», составляет порядка миллиона востребованных работников. А в мире НСПК, в крайне туманной сфере «Обеспечение безопасности», зарегистрировано аж три СПК, и за пять лет разработано три стандарта: «Специалист по приему и обработке экстренных вызовов», «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», который имитирует безопасность в школах, и … «Водолаз»! Понятно, почему нет ни одного квалифицированного охранника школ, как и вообще квалифицированных охранников. Но интересно, сколько существует квалифицированных работников-водолазов, зачем такой стандарт нужен именно в сфере обеспечения безопасности? Это вопрос к руководству НСПК.

Если рассматривать работу упомянутого ранее локомотива, то можно сделать вывод о том, что СПК и стандарты, вероятно, создаются под конкретные бизнес интересы определенных групп. Что в итоге приведет к ситуации, когда в одной сфере деятельности будет по десять СПК и 20 профстандартов. Так, под эгидой ДОСААФ России уже создан СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий). При этом в сфере безопасности уже есть два СПК, к тому же — в соответствии с законом — данная организация не может быть базовой. Да и нет такого заявленного вида деятельности. Возникает вопрос — зачем? Ведь стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» утверждается при том, что существует позиция Минтруда о том, что профстандарт не может быть фрагментарным. Теперь, наверное, надо ждать, что в сфере охраны появятся профстандарты на охрану больниц, офисов, магазинов, кладбищ. В общем — на все, что можно охранять. Работнику охраны при переходе с одного объекта охраны на другой придется каждый раз подтверждать свою квалификацию, а также платить за это, что обязательно приведет к социальному недовольству.

Вот тут и возникает вопрос — а едет ли этот локомотив вообще? Приглядевшись, можно понять, что вроде и едет, но очень странно. Каждый чиновник локомотива сидит строго у своего вентиля, который крутит исключительно в меру своих обязанностей и личных интересов. А все, что находится за пределами его ответственности, его не волнует.

Крутить все вентили, нажимать кнопки и тянуть рычаги синхронно не получается, так как общей стратегии государственной стандартизации не существует, как не существует и машиниста этого локомотива — одни помощники. Не зря 24 июля 2019 года руководитель НСПК произнес сакральную фразу «Я хотел бы предложить, Владимир Владимирович, вам лично возглавить этот Национальный совет, потому что это позволит повысить не только статус совета, но и эффективность, и темпы этой работы».

То есть: локомотив без машиниста не едет, а деньги на его содержание тратятся, и отвечать за все это рано или поздно кому-то придется. Но если НСПК возглавит машинист такого уровня, то отвечать всей паровозной бригаде и примкнувшему к ней обслуживающему персоналу будет незачем. Что, согласитесь, удобно и безопасно.

Наука рассчитала КПД локомотива в 3%. Не нужно быть ученым, чтобы понимать, что КПД нынешнего НСПК попросту никакой. Профессиональные и национальные стандарты носят рекомендательный характер, поэтому никто не спешит становиться квалификационным работником. Поэтому и локомотив в виде НСПК работает, светит прожектором и даже раз в год гудит, но не едет. Трясется от напряга, но вагоны не тащит. «Прорыв» в стандартизации в одной области нивелируется провалом того же процесса в другой.

Что об этом всем думают руководители локомотива — министры, руководители НСПК и НАРК, — можно понять из предлагаемой программы V форума: НСПК, больше шума, ярче свет, мощнее гудок! И еще больше денег на обслуживание локомотива! И тогда толпы соискателей профессиональных квалификаций ринутся к нему и весело потащат все 13 вагонов национальных проектов!

При существующем положении дел ничего этого не будет. Основная проблема состоит в том, что теоретики-юристы могут создать «юридически чистый» документ. Однако описать любой вид профессиональный деятельности юридическим языком невозможно.

Поэтому и появляются бесполезные документы. Кстати, стандарты — это нормативные правовые акты, которые юридически могут быть идеальны, а практически сводят на нет стратегические инициативы, поскольку разработчики не сильно озабочены федеральными стратегическими целями. Сегодня стандарты в любом СПК подчинены интересам кураторов-регуляторов. Квалификация должна стать пропуском на завтрашний профессиональный рынок труда. И те, кто «пасется» на том или ином экономическом поле, желают сами определять, кого и как допускать работать на себя. Складывается впечатление, что государственный локомотив с 13 вагонами им не нужен. Единственное что им нужно — это монополия на право регулировать свои доходные места.

Поэтому правительство и озаботилось такой идеей, как «регуляторная гильотина», которая, быть может, разгонит этот локомотив. Возможно, и вправду ситуацию спасет создание «министерства здравого смысла», которым будут руководить молодые технократы, способные решать поставленные задачи, а не имитировать движение локомотива.

Иван, Феоктистов, политолог