Posted 11 декабря 2019,, 14:34

Published 11 декабря 2019,, 14:34

Modified 1 февраля, 00:28

Updated 1 февраля, 00:28

Беспилотники не осилили русскую зиму

11 декабря 2019, 14:34
Способны ли машины, управляемые роботами, передвигаться в снег, в темное время суток, останавливаясь на светофорах и пропуская пешеходов, выясняли на подмосковном полигоне.

Могут ли беспилотники ездить в условиях суровой русской зимы, видеть плохо читаемые дорожные знаки, останавливаться на светофорах и пропускать пешеходов, даже на нерегулируемых переходах, в сумерки или ночью, проверили вчера на полигоне НАМИ. В финал технологического конкурса «Зимний город» из 33 команд-разработчиков вышли всего пять: «СтарЛайн», «Авто-РТК», «МАДИ», BaseTracK и НГТУ. Вместе с ними на трассу вышли статисты-гонщики, которые должны были имитировать трафик на дороге. Пешеходами были пластиковые манекены в джинсах, шапках и куртках, управляемые сотрудниками полигона. Загородный участок трассы включал в том числе грунтовую дорогу, по которой беспилотникам тоже нужно было проехать. Также на маршруте были тоннель и перекрестки — со светофорами и без. Все это машинам нужно было «увидеть», обработать и — отреагировать на ситуацию в соответствии с правилами дорожного движения.

По условиям конкурса беспилотники должны проехать 50 километров меньше чем за три часа. Разработчики остаются за бортом, наблюдая за испытанием со стороны. С момента старта они вообще ничем не управляют. В их руках только пульт, чтобы нажать кнопку «Запуск» в начале испытания и «Стоп», когда все закончится. Все решения на дороге беспилотники будут принимать сами, в абсолютно автономном режиме.

Для этого каждое авто оборудовано системой контроля полосы, датчиками положения колеса, GPS и ГЛОНАСС. «В багажнике установлен «мозг» беспилотного автомобиля: компьютер, мощные промышленные вычислительные модули, которые обрабатывают информацию с датчиков, расположенных на внешней стороне кузова: радаров, лидаров (лазерный измеритель расстояния) и камер. Они считывают из окружающей среды данные о препятствиях на дороге, пешеходах, других участниках движения, а затем передают в «мозг», — рассказала Татьяна Парван из команды «СтарЛайн».

По сути, лидар и радар делают одно и то же, только по-разному. «Радар, например, прекрасно видит в любых погодных условиях, но плохо определяет статичные объекты, которые не двигаются. Лидар при этом прекрасно считывает статику, но поскольку это лазерный луч, если на улице дождь или снег, он преломляется, и появляются искажения. Поэтому на автомобиле установлены все виды датчиков. У каждого есть свои минусы и свои плюсы, но вместе они отправляют в «мозг» устройства целостную картину происходящего на дороге», — отметила Парван.

Радары установлены уже во всех современных автомобилях, но при создании беспилотников используют более мощные. Лидары же в принципе используются только для машин, управляемых роботами. Почти все датчики команды закупают. Их задача — разработка алгоритма, который будет принимать и анализировать данные.

«Пару лет назад на рынке было всего несколько компаний, занимавшихся производством лидаров. Сейчас их заметно больше, и сами приборы становятся дешевле. Но все равно это очень дорогое оборудование. Один лидар — 10 тысяч евро. Собрать беспилотник — автомобиль плюс датчики — стоит около шести миллионов рублей», — отметила Парван.

По ее словам, большую роль играет не только качество, но и расположение датчиков на автомобиле, поэтому разработчики постоянно их переставляют и тестируют. Пока автомобили, обвешанные со всех сторон приборами, выглядят странно. Но в итоге, когда наиболее удачное расположение будет найдено, их интегрируют в корпус.

«Набор датчиков у всех примерно одинаковый. Отличаются беспилотники только разным программным обеспечением и алгоритмом, который пишет компания. Именно от того, как обрабатывает «мозг» поступающую информацию с датчиков, очень многое зависит», — подчеркивает собеседница «Росбалта».

По ее словам, во время испытания машина будет ориентироваться по цифровой карте дороги. «Это оцифрованная карта, просто более точная, чем в навигаторе. Есть конечная точка, и автомобиль к этой точке движется. Он сам выбирает оптимальный маршрут. Если видит затор или препятствие, может объехать его», — рассказала Парван. Команды делают карты сами. «Цифрового аналога карты всей России пока нет, но я знаю, что Москва, например, уже оцифрована», — заметила она.

В солнечной Калифорнии беспилоники уже ездят по дорогам общего пользования. В российских реалиях тестирование проходит в более жестких погодных условиях. «На квалификационных испытаниях «Зимнего города» мы использовали лидар — такой же, как в Калифорнии. Но когда мы вышли на стартовую линию в -13 градусов, этот прибор просто умер, потому что у него диапазон температур до -10. Поэтому нам приходится методом проб и ошибок подбирать именно те датчики, которые способны работать в зимних условиях. Есть и другие нюансы: снег, дождь, скользкая дорога, что тоже приходится учитывать при разработке», — отметила участница команды «СтарЛайн».

По словам Ксении Шашкиной из команды НГТУ, со снегом беспилотники уже научились справляться. «На заезде у нас будет три лидара — два боковых и один — наверху, три радара и пять видеокамер с разных сторон кузова. На случай, если приборы залепит грязью или снегом, есть система автоматической очистки», — отметила она.

Но самое сложное, по мнению Шашкиной, учесть реакцию машины на какие-то непредсказуемые ситуации на дороге, где роботам придется соседствовать с людьми. Сейчас беспилотники уже тестируют на закрытых территориях, например, на крупных заводах, где нужно перевозить людей или грузы из одного цеха в другой. Но если в тепличных условиях разработчики могут между собой договориться о каком-то протоколе взаимодействия, и конфликта двух беспилотников удастся избежать, то поведение водителей на дорогах предсказать очень сложно. И это тоже тормозит развитие такого транспорта.

«Для беспилотников нужна другая инфраструктура — в принципе. Ему необязательно видеть дорожный знак. Достаточно получить сигнал с какого-нибудь столба о том, что знак там есть. Но мы пока и близко к этому не приблизились», — отметила Шашкина. Кроме того, для корректной работы нужна единая цифровая карта, чтобы любой робот точно знал, что здесь пешеходный переход, здесь светофор. «По Москве сейчас ездят беспилотники Яндекса. Но они пока тоже ориентируются на то, что видят сами. Инфраструктура не упрощает им жизнь», — рассказала она.

Антон Фомин из команды «Авто-РТК» согласился: на дорогах страны в целом инфраструктура в зачаточном состоянии. «Если в центральных городах мы еще видим нормальную разметку, современные светофоры, то в глубинке этого всего попросту нет. Только тогда, когда появятся легко распознаваемые техническим зрением светофоры, можно будет говорить о готовности дорог», — отметил он.

Возможно, именно поэтому на полигоне все устроили точно так же, как на обычной дороге. Никаких умных светофоров и прочей техники в помощь роботам там тоже не было. «Машина получает только ту информацию, которую может «увидеть» сама — с помощью технического зрения», — рассказал Фомин.

Точно также беспилотники видят и пешеходов. Если на нерегулируемом переходе нескончаемый поток людей, обычно в ход идут некие социальные правила: в какой-то момент пешеходы останавливаются, чтобы пропустить несколько машин. Беспилотник этих правил не понимает. Здесь все зависит от настроек: реагирует он на подходящего к переходу человека или уже ступившего на него. «По условиям конкурса, мы должны пропустить человека, если он уже вышел на зебру. Но можно настроить и по-другому», — отметил Фомин.

Задачи объезжать ямы организаторы тоже не ставили, но теоретически, можно научить роботов и этому, считает собеседник «Росбалта». «Дороги у нас в России бывают всякие. Лидары, по сути, могут видеть как выпуклости, так и ямы. И, увидев, распознать как препятствие, которое нужно объехать», — добавил он.

По российским законам, разработчики могут тестировать беспилотники на дорогах общего пользования с обязательным присутствием за рулем оператора, который контролирует ситуацию. В экстренных случаях он должен взять управление на себя. Поэтому конкурс для многих разработчиков — уникальная возможность проверить свой алгоритм в условиях, приближенных к реальным, без пилота в салоне.

На практике все оказалось не так мощно, как на словах. Под управлением роботов некоторые машины останавливались на «зеленый» и стартовали на «красный», пролетали через пешеходный переход не на свой сигнал светофора. Через полчаса после старта четыре из пяти беспилотников встали в пробку. У машины «МАДИ» произошел сбой. Она собрала за собой почти всех участников испытаний и статистов. Потенциально ее можно было объехать по второй полосе, что и попытался сделать беспилотник «Авто-РТК», но остановился между полосами, окончательно заблокировав движение. Примерно через час судьи приняли решение снять с конкурса машину «Авто-РТК», посчитав, что именно она, а не машина МАДИ, заблокировала дорогу. Но даже после этого другие беспилотники не решились объехать пробку. Тогда был объявлен рестарт заезда, но у электрических газелей НГТУ и BaseTrack закончился заряд, а команда «Авто-РТК» отказалась дальше участвовать в соревнованиях.

В итоге беспилотников осталось только два — «МАДИ» и «СтарЛайн». Спустя еще полчаса у машины «МАДИ» снова случился сбой. Но на этот раз она перекрыла единственную полосу, и ее тоже сняли с соревнований. Остаток маршрута беспилотник «СтарЛайн» провел на трассе один, в окружении статистов. Условленные 50 километров он прошел за 2 часа 47 минут, но с учетом штрафных баллов общее время заезда составило четыре часа. Так что победителей в этой гонке не оказалось, а призовой фонд в 175 млн рублей так и остался не разыгранным. Организаторы говорят, что это нормально: в мире только пятая часть таких конкурсов заканчивается победой.

Относиться к этому можно по-разному. Можно радоваться, что роботы пока не умнее людей и, похоже, еще не скоро нас заменят, а можно восхищаться тем, как машины с пустым салоном все же останавливаются на «красный», едут в своей полосе и пропускают муляжи пешеходов. Несмотря на отсутствие победителей, некоторые команды уже получили предложения на глобальном рынке. Одна из них начнет тестировать свои технологии в Японии, заявил специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

Анна Семенец