«Художественный» не сносят, но реставрируют «по кирпичику»

Что происходит со знаменитым кинотеатром у метро «Арбатская», и как изменится здание, когда рабочие снимут строительные заграждения.


© Фото Анны Семенец, ИА «Росбалт»

Последний показ в кинотеатре «Художественный» состоялся в 2013 году. В январе 2014 года его закрыли на реставрацию. Но, как оказалось, реставраторы туда зашли только в августе 2019 года. Здание отгородили от пешеходной зоны забором, и приступили к работе.

Как рассказал «Росбалту» генеральный директор компании «Виктория», которая реставрирует «Художественный», Сергей Руденко, здание построили в 1909 году как доходный дом, но спустя три года слева и справа добавили помещения, с торцевой части пристроили фойе, и приспособили под кинотеатр.

Фото Анны Семенец, ИА «Росбалт»

«Как бы здание не выглядело внешне, состояние его было непригодным для эксплуатации. Кровля прогнила. Фермы, которым больше ста лет, деформировались, и нагрузку нести не могли. Чтобы заменить конструкции, которые опираются на несущие стены, реставраторам пришлось провести вычинку, то есть, частично заменить кирпич для увеличения несущей способности стен. Места, на которые лягут опоры новых ферм, нужно было переложить полностью. Где-то пошло расслоение кирпича, где-то кирпичи не были связаны между собой. В том месте, где кладка была совсем в аварийном состоянии, часть стены разобрали. Все остальное вычиняется без разбора стены», — так прокомментировал Руденко разошедшиеся в Сети фотографии «Художественного», на которых отсутствовало значительная часть крыла здания.

Фото Анны Семенец, ИА «Росбалт»

Долгое время — с тех пор, как кинотеатр закрыли на реставрацию — здание стояло без отопления, протекала кровля, рассказала руководитель реставрации «Художественного» Юлия Гапоненко. Стены напитывались влагой, мороз постепенно их разрушал.

Верхняя часть парапета с внутренней стороны фасада была без штукатурки. «Когда мы приступили к работам, и стали снимать штукатурку, чтобы начать лечить стену, там от кирпича уже ничего не осталось. А недавно мы нашли фрагмент шрапнели, которая тоже разрушила кладку, оставив в ней чугунные осколки», — отметила Гапоненко.

Кроме того, по словам Руденко, раньше отопление и вентиляционные шахты были скрыты в полостях — внутри несущих стен. «Поэтому, кроме того, что мы меняли кирпичи в кладке, пришедшие в негодность, нам пришлось заполнять скрытые полости, чтобы несущая способность была достаточной. Смысла сохранять коммуникации в полостях не было», — заверил он.

Фото Анна Семенец, ИА «Росбалт»

Всего на объекте занято больше 150 человек. Кроме реставраторов-каменщиков сейчас в команде работает 10 реставраторов, которые специализируются на лепнине. «Когда мы начнем отливать недостающие детали и восстанавливать балкон, барельефы и венки внутри главного зала, количество реставраторов увеличим», — отметила Гапоненко. Вместе с ними работают скульпторы, которые по фотографиям и чертежам восстанавливают утраченный декор.

Фото Анны Семенец, ИА «Росбалт»

Всего специалистам предстоит восстановить больше тысячи элементов, рассказал глава департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. Часть из них будут реставрировать на месте. Остальное демонтировали и перевезли в специальную мастерскую, расположенную недалеко от кинотеатра. «По оценкам специалистов, в здании сохранилось не меньше 40% оригинального декора. Мы работаем над тем, чтоб как можно больше элементов вернулось на объект», — отметил глава ведомства.

Фото Анны Семенец, ИА «Росбалт»

Тем не менее, часть декора специалистам придется воспроизвести заново. Например, гиппокампы, которые красовались над сценой, давно утрачены. Их скульптор воссоздает с нуля, руководствуясь набросками автора и не слишком четкими фотографиями. Сейчас в мастерской стоит черновой вариант. Приступать к следующему этапу можно будет только после получения согласования Мосгорнасления.

Не сохранился и женский маскарон, который был на фасаде в единственном экземпляре. По словам Руденко, в распоряжении скульптора тоже есть лишь  описания и совершенно мутная фотография, на которой едва можно разобрать очертания носа и левого глаза. А вот мужских маскаронов было два, и один из них уцелел. После того, как специалисты отреставрируют оригинал, по нему сделают точную копию, а затем вернут скульптурное украшение на фасад.

Фото Анны Семенец, ИА «Росбалт»

Когда декор восстановят, реставраторы установят все элементы на свои места, закрепив на химические анкеры или по старинке — на гипс. Однако сохранить удастся далеко не все. По словам Гапоненко, с северного фасада реставраторы сняли три розетки — все в разном состоянии. «Толстый слой краски держал их в форме, но когда краску сняли, оказалось, что лепной декор сильно поврежден. Одну из розеток удалось собрать. Сейчас реставратор ее докомпановывает, чтобы сделать модель, по которой мы отольем остальные. Но оригинальный элемент на фасад уже не вернется. Повреждения составляют больше 60%. Если бы розетка располагалась внутри здания, ее еще можно было бы вернуть. Снаружи, к сожалению, нет. Она уже не переживет агрессивную среду, осадки. Но 40% оригинального декора мы точно сохраним и вернем обратно», — подтвердила Гапоненко слова главы Мосгорнаследия.

Как рассказал Емельянов, перед тем как демонтировать элементы декора кинотеатра «Художественный», реставраторы вручную промаркировали каждый. «Сегодня мы понимаем, какая часть декора у нас с северного фасада, какая — с южного. Капители, части лепного декора, карнизов — все подписано, чтобы реставраторы могли работать, не отвлекаясь, и в 2020 году вернуть декор непосредственно на объект», — отметил Емельянов.

Фото Анны Семенец, ИА «Росбалт»

Задача департамента — следить, чтобы все работы выполнялись по проекту с соблюдением реставрационных методик. «Но контроль Мосгорнаследия начинается еще раньше, чем на объект заходят реставраторы. Мы выдаем собственнику план работ, согласовываем проект реставрации, выдаем разрешение, и контролируем работу вплоть до ввода объекта эксплуатацию», — заключил он.

К работам специалисты приступили в августе этого года, и, по словам Руденко, к 12 ноября 2020 года планируют их завершить.

Вместо одного кинозала после реставрации в «Художественном» откроются четыре. «Основной зал оставят без изменений. В нем будет 360 мест. Во вспомогательных помещениях в левом и правом крыле специалисты добавят дополнительные перекрытия, и вместо двух этажей будет три. Однако высотность здания останется прежней. Такое решение позволит создать еще три кинозала — по 44 места, открыть кафе и рестораны», — отметил Руденко. При этом функционал здания не изменится. Там, как и раньше, будет работать кинотеатр, и выглядеть все будет ровно так, как было в 1912 году. И снаружи, и внутри.

Ася Никитина


Читайте также Дворцу культуры ЗИЛ вернут облик 1930-х годов

Каретные тумбы обнаружили в ходе реставрации особняка XIX века в Москве

В столице реконструируют участок Китайгородской стены