Posted 17 декабря 2019,, 14:45

Published 17 декабря 2019,, 14:45

Modified 30 марта, 15:17

Updated 30 марта, 15:17

Новая Москва: метро, дороги, жилье

17 декабря 2019, 14:45
Что построят ТиНАО в следующем году, рассказал глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

ТиНАО — самый крупный в мире проект освоения новой территории, считает глава ведомства Владимир Жидкин. По его словам, рядом с Пекином сейчас тоже создают новый кластер, куда переедет часть центра. Но китайский проект не такой масштабный, как ТиНАО, и уступает «новой Москве» как по площади, так и по квадратным метрам.

«Наш департамент совместно с коллегами из других ведомств, по сути, строит новый город. Задача непростая, учитывая сложную конфигурацию территории. При этом все наши планы по ее развитию сегодня реализуются в том формате, который был утвержден несколько лет назад. Мы создаем новый город на полтора миллиона человек, где будет около миллиона рабочих мест. Он будет представлять собой сеть из 12 моногородов, которые будут между собой связаны дорогами, метро, трамваями. Между ними можно будет быстро перемещаться — в течение 10-15 минут. У каждого моногорода будет своя специфика. Где-то — образовательный кластер, где-то — логистика, где-то — производство», — отметил Жидкин.

За прошедшие семь лет развитие территорий перешло на новый качественный уровень. «Раньше мы строили дороги, метро, школы, больницы, поликлиники, пожарные депо. Мы продолжаем этим заниматься и сейчас. Но уже в этом году мы добавили в список крупные спортивные и культурные объекты. Мы, по сути, охватили все сферы комплексного развития. Не осталось ни одного направления, которое бы мы ни учитывали в развитии новых территорий», — подчеркнул глава ведомства.
Основной акцент московские власти делают на комфортной для жизни среде. «Каждый новый микрорайон — это мини-парк, без машин. Не везде получается, но большинство крупных проектов выглядят именно так. И для нас при рассмотрении любого проекта основным критерием остаются комфортные условия для жизни людей», — отметил чиновник.

В правилах землепользования и застройки сейчас значится порядка 55 млн квадратов недвижимости. Из них две трети — рабочие места, и только треть — жилье. И это еще один принцип, которым руководствуются московские власти в развитии ТиНАО. «За два года по жилью нет ни одного нового решения на строительство, кроме ИЖС. При этом довольно много новых объектов с рабочими местами», — отметил Жидкин.

Стимулируя инвесторов на создание мест приложения труда, столичные власти приняли решение бесплатно предоставлять земли в «новой Москве» в рамках адресной инвестиционной программы, и уже начали делать это на практике. К примеру, недавно город выделил участок в 25 га под строительство завода.

Основным драйвером развития остается строительство дорог. На следующей неделе, по словам Жидкина, откроют еще одну: от станции метро «Филатов Луг» до улицы Адмирала Корнилова. «Там много рабочих мест — около пяти тысяч. Этой дорогой мы соединяем крупный производственный кластер с метро. Люди смогут спокойно добираться до подземки, не выезжая на Киевское шоссе», — отметил он. Протяженность трассы составит три км.

Всего за семь лет на присоединенных территориях протянули больше 200 км новых магистральных дорог. Примерно половина из них проходит вдоль чистых полей, что в перспективе сулит городу дополнительную капитализацию вложений и создание новых рабочих мест. «В ближайшие четыре года мы хотим построить еще 320 км, включая ЦКАД. Это не считая тех дорог, которые были отремонтированы. И, что важно, по каждой новой дороге пускают маршруты общественного транспорта», — подчеркнул глава ведомства.

Только в 2020 году в ТиНАО появится еще 30 километров дорог. Но следующий год не станет показательным, считает Жидкин. Многие проекты, по его словам, еще в разработке, и вводить их начнут только в 2021—2022 годах.

«Москва примыкает к МКАДу узким горлышком, но не все едут в центр. Кому-то нужно в Домодедово, кому-то — на Новую Ригу. Для этого мы создаем поперечные связи и строим путепроводы через железнодорожные пути. Многие уже сейчас едут из Троицка в центр не по Калужскому или Киевскому шоссе, а доезжают по хорде до платной дороги», — отметил он.

В этом году столичные власти приступили к строительству еще одной эстакады — через Курское направление железной дороги. «От Троицка трасса идет до железнодорожных путей в Остафьево. Там скоро появится эстакада. Через железную дорогу можно будет проехать по путепроводу, и выйти на Симферопольское шоссе», — рассказал Жидкин.
Новых станций подземки в следующем году не будет. Сейчас строители заняты продлением Сокольнической ветки. Кроме того, в этом году московские власти окончательно утвердили трассировку линии от третьего пересадочного контура до Троицка и приняли принципиальное решение строить метро до Внуково. Еще одну станцию — «Новомосковскую» — достраивают на линии от Коммунарки в сторону Бутово. Но в 2020 году все новые станции будут в работе, и сдавать их планируют позже, подчеркнул глава ведомства. Всего к 2035 году количество станций в «новой Москве» вырастет с восьми, которые уже открыты, до 33.

Не меньше внимания требует инженерная инфраструктура, в которую город уже проинвестировал около 50 млрд рублей. «Особенно важно провести централизованное водоснабжение из Москвы, потому что вода на присоединенных территориях низкого качества. Мы прокладываем магистральные сети по Киевскому и Калужскому шоссе, чтобы обеспечить всю „новую Москву“ до ЦКАД качественной питьевой водой», — отметил Жидкин. Параллельно в ТиНАО строят систему канализационных стоков, чтобы вывести все сбросы в центральные очистные сооружения.

Растет и социальная инфраструктура. По словам чиновника, все дети обеспечены местами в школах и детсадах. «Небольшой дефицит остается. Во многом — за счет людей, которые раньше были прописаны в СНТ или частных домах вне населенных пунктов, а теперь стали горожанами. Соответственно, теперь социальную инфраструктуру нужно рассчитывать и на них», — объяснил глава ведомства.
Стоимость недвижимости в ТиНАО поднялась со 102 до 120 тыс. рублей за квадратный метр. «Ценность продаваемого жилья с каждым годом растет. Почти 50% покупателей квартир — молодежь 25-35 лет. Многие продают квартиры в старых границах и выбирают „новую Москву“ для постоянного проживания», — отметил Жидкин.

А вот вузы переезжать в образовательный кластер в ТиНАО отказались. «Раньше мы думали создать в Коммунарке университетский кампус, обсуждали с большим количеством вузов возможность их переезда, чтобы они привлекли инвесторов, а свои участки в старых границах продали, и компенсировали затраты застройщиков. Такой механизм не сработал, и было принято решение начать строительство в Коммунарке колледжей», — рассказал чиновник.

Сейчас, по словам главы ведомства, столичные власти рассматривают проект образовательного кластера, который может занять площадь в 200 тыс. «квадратов». Он станет одним из драйверов развития новых территорий, считает Жидкин. Помимо колледжей там могут появиться общежития для студентов. Но строить будут не один год. «В ближайшее время мы определим, что войдет в первый этап. Но в целом реализация проекта может занять до 10 лет», — заявил глава ведомства.

Инвестиции в развитие новой Москвы уже перескочили порог в 1,5 трлн рублей. Из них только 400 млрд рублей — это деньги города. «Соотношение бюджетных и частных инвестиций: рубль к трем. При этом от года к году оно будет меняться. Сейчас городу важно опережающими темпами строить инфраструктуру, а дальше бюджетные инвестиции будут сокращаться», — заметил чиновник.
А вот налоговые поступления с присоединенных территорий продолжат расти. В этом году показатель увеличился в четыре раза, к 2023 году вырастет в семь, отметил Жидкин.

Ася Никитина